Греки в России считаются одной из самых древних диаспор, так как регионы Причерноморья были ими колонизированы еще в античный период. В раннее Средневековье русские земли чаще всего контактируют с греческим населением, обосновавшимся на южном берегу Крыма, который находится под властью Византии. Именно оттуда были позаимствованы русскими христианские традиции. В этой статье мы расскажем об истории народа в Российской Федерации, его численности, выдающихся представителях.
Численность
Вам будет интересно:Ирландия: культура, традиции, обычаи
Первые статистические сведения, позволяющие оценить количество греков в России, относятся к 1889 году. На тот момент в Российской империи проживали около 60 тысяч представителей этого народа. Вот сколько греков в России обосновались незадолго до падения империи.
В дальнейшем их количество неизменно росло. По переписи СССР 1989 года на территории Советского Союза проживали уже более 350 тысяч греков, более 90 тысяч из них оставались непосредственно в России.
Оценивая результаты переписи 2002 года, можно утверждать, что к тому времени в Российской Федерации находились почти сто тысяч представителей этого народа. Около 70 % из них были прописаны в Южном федеральном округе. Наибольшая численность греков в России в Краснодарском и Ставропольском крае — по 30 с лишним тысяч человек.
В 2010 году в ходе переписи было зафиксировано уже только 85 тысяч греков в России. По-прежнему сохраняются населенные пункты, в которых их больше всего. Вот сколько греков в России проживают в настоящее время. В некоторых населенных пунктах они составляют значительную часть от общего количества жителей. Среди мест, где живут греки в России, в первую очередь нужно отметить Ставропольский край. Например, выделяется Предгорный район Ставропольского края, где их более 15 % населения, город Ессентуки, в нем живет более 5 % греков. Вот самые популярные места, где живут в греки в России.
Появление греков
Вам будет интересно:Культурные артефакты: это какие?
Одним из ключевых направлений общегреческого колонизационного движения VIII–VI вв. до н. э. стало заселение Северного Причерноморья. Этот процесс проходил в несколько этапов и в разных направлениях. В частности, в восточном и западном.
В результате масштабной колонизации и переселения древних греков на территорию России были основаны несколько десятков поселков и полисов. Самыми крупными в то время были Ольвия, Боспор Киммерийский, Фанагория, Таврический, Гермонасса, Нимфей.
Турецкий Константинополь
Массовое переселение греков на территорию России началось в 1453 году после взятия Константинополя турками. После этого переселенцы большими группами прибывали на территорию России.
В то время наша страна для иммигрантов не была особенно привлекательным местом, даже несмотря на единую веру. Московское княжество все-таки считалось неблагоприятным из-за экономической отсталости, плохого климата. Греков в то время было совсем немного, упоминания о них в летописях XV–XVI веков встречаются незначительные. Только после брака Ивана III и Софьи Палеолог в 1472 году приток греков резко увеличился. Преимущественно они переезжали из Италии. Причем в основном это была интеллектуальная элита — монахи, знать, купцы и ученые.
Вам будет интересно:Ханурик - это животное, тунеядец или пьяница?
Спустя век на Руси было провозглашено патриаршество, интеллектуальная иммиграция вышла на принципиально иной уровень. Именно этот период в истории греков в России считают расцветом культурных и религиозных связей. Именно тогда большую роль в жизни государства начали играть Михаил Триволис, более известный, как Максим Грек, Иероним II, Арсений Элассонский. Не меньшую роль играли многочисленные писцы, клирики, учителя греческого языка и художники, которые своей деятельностью определили все культурное развитие Великого княжества, его ориентацию на православную церковь.
Объединение христианских народов
Связи между рядовыми представителями русского и греческого народов усилились на рубеже XVII–XVIII веков, когда Петр Великий и его наследники стремились объединить между собой все христианские народы Кавказа и юго-восточной Европы. Тогда среди населения греков в России увеличилось число моряков и солдат. Особенно много их стало приезжать во времена Екатерины II. Даже появилась возможность формировать отдельные греческие отряды.
Давая в целом характеристику политике Петра I и его последователей, можно отметить, что в отношении греческого населения она преимущественно совпадала с тем, как власти вели себя с другими православными народами. Например, они также поддерживали переселение украинцев, армян, самих русских, болгар и греков в приграничные области. Особенно в проблемные регионы, где ранее преимущественно жили мусульмане.
Цель этой политики, которая повлияла на историю греков в России, было утверждение своего господства на новых территориях, а также экономическое, демографическое и социальное развитие этих областей. Иностранцы взамен получали привилегии и благоприятные условия для экономического развития. Например, подобный льготный режим был установлен в Мариуполе. Более того, он сопровождался предоставлением определенного самоуправления, возможностью иметь собственных полицейских, суды, систему образования.
Политика российских властей в отношении греков, живущих в России, была связана со значительным расширением территорий, начиная со времени правления Петром I. Территориальные приобретения были обеспечены в результате трех разделов Польши, успешных русско-турецких войн.
В 1792 году русскими владениями стала Херсонская область, Николаев, Одесса. В результате административных реформ была образована Новороссийская губерния. Именно в южных регионах России была реализована беспрецедентная программа по заселению новых областей иностранцами, которые были лояльны к петербургским властям. Греческий вклад в развитие этих областей преимущественно произошел за счет переселения в Приазовье из Крыма. Новый приток греков в эти места был обусловлен ужесточением политики со стороны Оттоманской империи к иноверцам, невольном участии греческого населения в поддержке восстаний против Турции. В основном, в ходе столкновений в рамках русско-турецких войн. Способствовало этому и позитивное отношение к переселению со стороны Екатерины II, оно укладывалось в идеологическое обоснование ее знаменитого "Греческого проекта".
Ситуация в XIX веке
Вам будет интересно:Заповедник Эрзи - природная жемчужина Ингушетии
В XIX столетии массовое переселение греков продолжается. Особенно увеличивается их присутствие в Закавказье после официального присоединения Грузии в 1801 году. Приглашение греков в эти земли начинает появляться одно за другим. Не помешало этому даже то, что турки, воспользовавшись временным ослаблением России из-за Отечественной войны с французами, на время взяли часть этих территорий под свой контроль.
Еще более активно наблюдается отток греков с территории Османской империи в 1820-е годы. Из-за освободительной революции 1821 года отношение к ним заметно ухудшается.
Следующим этапом становится прибытие христианского населения на территорию России вслед за русским войском в 1828 году, когда Турция вновь потерпела поражение. Вместе с греками на этот раз массово переселяются армяне, которых к этому еще и вынуждали турки.
Во второй половине XIX века переселение христиан с берегов Понта происходит с разной степенью интенсивности, но практически непрерывно. Определенную роль в этом сыграла и по новой заработавшая программа по привлечению переселенцев на эти территории. При пересечении границ империи каждый получал по пять рублей подъемных серебром вне зависимости от пола и возраста.
Еще один всплеск миграционной активности наблюдается в 1863 году, когда русским дипломатам удается заставить Порту подписать указ о свободном переселении греков с мест исконного проживания в Россию. Способствовало этому покорению горных районов Кавказа русскими войсками и дискриминационная политика турков в отношении христиан. Горцы Кавказа, потерпевшие поражение в войне с русской армией, преимущественно исповедовали мусульманство, поэтому начали перебираться к своим единоверцам в Турцию.
Последние волны греческой иммиграции
Последняя волна массовой иммиграции из Турции в Россию случилась в 1922–1923 гг. Тогда греки стремились через Батуми попасть из Трабзона на родину, но гражданская война помешала этим планам. Часть семей оказывалась разбросана по разным местам.
В годы сталинских репрессий начинается волна тюремных заключений и арестов греков, которых обвиняют к антиправительственной деятельности и государственной измене. Всего состоялось четыре волны массовых преследований с октября 1937 по февраль 1939 годов. Тысячи греков в то время осудили, как врагов народа, и сослали в Сибирь.
В последующее десятилетие продолжается переселение греков в направлении Центральной Азии. Из Кубани, Восточного Крыма и Керчи они попадают в Казахстан, в конце Второй Мировой войны греков переселяют из Крыма в Сибирь и Узбекистан. В 1949 году греков понтийского происхождения ссылают в Центральную Азию с Кавказа. Через две недели по этому же маршруту отправляются греки, имевшие советское гражданство. По разным оценкам в это время были переселены от 40 до 70 тысяч человек.
В этот же период последних греков из окрестностей Краснодара также переселяют. По оценкам исследователей, которые занимаются греками, ставшими жертвами сталинских репрессий, в этой время были арестованы от 23 до 25 тысяч человек. Около 90 % были расстреляны.
Советский историк греческого происхождения Николаос Иоаннидис в числе основных причин депортации греков советскими властями называет то, что правящая партия в Грузии придерживалась националистических взглядов. К тому же, советское правительство подозревало греков в связях со шпионами после поражения Демократической армии в самой Греции. Наконец, их считали чуждым элементом, а промышленности Центральной Азии, которая интенсивно развивалась, срочно требовались рабочие руки.
Принудительное переселение греков во времена сталинских репрессий стало последним испытанием для этого народа. Уже во время этих гонений они доказали советским властям, как сильно те ошибались, так как именно среди греков в годы Великой Отечественной войны оказалось особенно много героев на фронте.
Иван Варваци
В истории нашей страны было немало знаменитых греков России, которые сыграли важную роль в ее становлении. Один из них — российский дворянин греческого происхождения Иван Андреевич Варваци. Он родился на Северных Эгейских островах в 1745 году.
К 35 годам он прославился, как знаменитый пират, за голову которого султан Турции обещал тысячу пиастров. В 1770 году Варваци, как и многие его земляки в то время добровольно присоединился со своим судном к русской эскадре Первой Архипелагской экспедиции, которой командовал граф Алексей Орлов. Произошло это во время русско-турецкой войны. Балтийскому флоту была поставлена задача: максимально незаметно обойти вокруг Европы, активизировав борьбу балканских народов. Цель была выполнена к удивлению многих. Турецкий флот практически полностью уничтожили в Чесменском сражении 1770 года. Именно с этой битвой история связывает начало службы Варваци на Российскую империю.
После заключения мирного договора его положение оказалось непростым. С одной стороны, он был турецким подданным, но при этом воевал на стороне Российской империи. Он решил продолжить служить России на Черном море. В Астрахани основывает продажу и заготовку икры, оттуда начинает регулярно выходить на своем корабле в Персию.
В 1780 году получает задание от князя Потемкина отправиться в Персидскую экспедицию графа Войнича. В 1789 г. после успешного выполнения очередной миссии получает российской подданство. Свою энергию и незаурядные способности он направляет на коммерцию, вскоре став одним из самых богатых греков России. Много денег при этом он выделяет и по меценатской линии.
Историки утверждают, что при этом он постоянно поддерживал связи с греческой диаспорой, особенно с теми, которые обосновались в Таганроге и Керчи. С 1809 года вел переговоры о строительстве храма Александра Невского в Греческом иерусалимском монастыре, а через четыре года окончательно переезжает в Таганрог.
В конце жизни Варваци вновь отправился на родину, чтобы сражаться за ее независимость. Он входил в тайное общество "Филики Этерия", целью которого было создание независимого греческого государства. Его членами были молодые греки, которые жили в то время в Османской империи, и торговцы греческого происхождения, переехавшие в Российскую империю. Варваци финансово поддерживает лидера тайного общества Александра Ипсиланти, который поднимает восстание в Яссах, ставшее импульсом греческой революции. Варваци закупил большую партию оружия, которым снабдил повстанцев. Вместе с ними принимал участие в осаде Моденской крепости. Скончался в 1825 году в возрасте 79 лет.
Дмитрий Бенардаки
Вам будет интересно:Эстетическое сознание. Гармония мира. Эстетический идеал
Среди известных греков России следует также вспомнить промышленника и винного откупщика, золотопромышленника и создателя Сормовского завода Дмитрия Бенардаки. Он родился в Таганроге в 1799 году. Его отец был командиром крейсерского судна "Феникс", которое участвовало в русско-турецкой войне 1787–1791 гг.
С 1819 года служил в Ахтырском гусарском полку. Стал корнетом, в 1823 г. был уволен со службы в чине поручика по домашним обстоятельствам. С конца 1830-х гг. начинает приобретать заводы и фабрики, из которых строит свою империю.
В 1860 году покупает акции машинной фабрики в Красном Сормово. Завозит на предприятия токарные станки, паровые машины, подъемный кран. Все это позволяет уже через десять лет построить первую в стране мартеновскую печь для выплавки стали. Сормовский завод выполняет и государственные заказы: строит военные суда для Каспийского флота, первые железные корабли.
Вместе с купцом Рукавишниковым участвует в создании Амурской компании. Первым практикует добычу золота в Амурской области.
Много занимается благотворительностью. Основывает фонды для нуждающихся, опекает несовершеннолетних, осужденных за мелкие преступления, создает ремесленные приюты и земледельческие колонии.
В Петербурге Бенардаки была построена Греческая посольская церковь, которую он полностью взял на свое иждивение. Бенардаки помогал деньгами Гоголю, который описал его во втором томе "Мертвых душ" под именем капиталиста Костанжогло, который оказывает окружающим всякую помощь.
Скончался в Висбадене в 1870 году в возрасте 71 года.
Иван Саввиди
Если говорить о современных богатых греках России, то первый, кто приходит на ум, это российский предприниматель греческого происхождения Иван Игнатьевич Саввиди.
Он родился в поселке Санта на территории Грузинской ССР в 1959 году. Школу окончил в Ростовской области, затем служил в Советской армии. Высшее образование получил на факультете материально-технического снабжения института народного хозяйства в Ростове-на-Дону. Защитил диссертацию по экономике.
В 1980 году устроился на работу на Донскую государственную фабрику. Начал свою карьеру с должности транспортировщика. В 23 года уже стал бригадиром слесарного цеха, со временем его повысили до заместителя директора. В 1993 г. возглавил компанию "Донской табак" в качестве генерального директора.
В 2000 году Саввиди учредил собственный благотворительный фонд, который занимается поддержкой проектов в области науки, образования и спорта. С 2002 по 2005 гг. был президентом футбольного клуба "Ростов". Но затем оставил финансирование российского футбола. В настоящее время ему принадлежит контрольный пакет акций греческого клуба ПАОК. С тех пор команда трижды завоевывала серебряные медали чемпионата и дважды выигрывала кубок Греции
Максим Грек
Устремляя взгляд в историю нашей страны, можно обнаружить великих греков России. К ним, безусловно, относится религиозный публицист Михаил Триволис, больше известный, как Максим Грек. Этнический грек, живший в XV–XVI веках, был канонизирован Русской православной церковью.
Максим Грек родился в селении Арта в аристократической семье в 1470 году. Родители обеспечили ему получение первоклассного образования. Окончив школу на острове Корфу, он уже в 20 лет баллотировался в местное самоуправление, но проиграл.
После этой неудачи уехал в Италию, изучая философию. Тесно общался с видными гуманистами своего времени. Большое влияние на героя нашей статьи оказали доминиканский монах Джироламо Савонарола. После его казни уехал на Афон, где постригся в монахи. Предположительно это произошло в 1505 году.
Через десять лет русский князь Василий III попросил прислать ему монаха для перевода духовных книг. Выбор пал на Максима Грека. Его первой большой работой стал перевод Толковой Псалтири. Его одобрил великий князь и все духовенство. После этого монах хотел вернуться обратно на Афон, но Василий III отклонил его просьбу. Тогда он остался переводить, создавая богатую княжескую библиотеку.
Замечая социальную несправедливость в окружающей его жизни, Грек начал критиковать власть. В частности, встал на сторону нестяжателей во главе с Нилом Сорским, которые выступали за то, чтобы монастыри не владели землями. Это сделало его врагом их оппонентов иосифлян. К тому же, Максим Грек с последователями критиковал образ жизни определенной части духовенства, внешнюю и внутреннюю политику светских властей, ростовщичество в церкви.
В 1525 году на Поместном соборе был обвинен в ереси, заточен в монастырь. Умер в 1556 году в Троице-Сергиевом монастыре.