Свой среди чужих, чужой среди своих. Многих эмигрантов из России постигла такая участь, особенно после революции 1917 года. Скульптор Александр Архипенко, несмотря на то что покинул Россию в возрасте 21 года, еще долго будет считаться русским, благодаря особому русскому менталитету. Он проживет последние 40 лет жизни в Америке, но так и не сможет соединить творчество с товарно-денежными отношениями.
Детство
Будущий авангардист родился в Киеве в 1887 году в Российской империи. Любовь к искусству мальчику привила семья. Отец Порфирий Антонович Архипенко был профессором механики Киевского университета. Дед по материнской линии писал иконы. Именно дедушка подолгу рассказывал внуку об искусстве и живописи. Маленький Саша любил рассматривать работы деда. Отец, увлеченный техническим прогрессом, развил интерес Саши к различным механизмам.
Вам будет интересно:Валентина Ляпина: актриса, модель, танцовщица
Однажды Порфирий Антонович принес домой две одинаковые вазы для цветов, купленные по случаю. Мальчик поставил вазы рядом, и вдруг произошло волшебство: он увидел третью вазу, которую образовала пустота между двумя вазами. Это открытие так впечатлило Александра Архипенко, что оно ляжет в основу его творчества. Он будет первооткрывателем искусства пустоты, которое заворожит многих ценителей искусства.
Бунтарь
Вам будет интересно:Томас Грей - великий английский поэт
Недолго помучавшись между выбором живописи или математики, в 1902 году он поступает в Киевское художественное училище. Александру Архипенко было тесно в рамках классического и консервативного образования, которое преподносилось в учебном заведении. Он не скрывал свои творческие порывы, которые тяготели к новизне. Авангардизм, который стал в Европе чем-то обыденным, киевскими преподавателями старой школы воспринимался, как нечто абсурдное.
Кроме того, в училище существовали правила и предписания, обязывавшие учеников проходить исповедь и причастие в церкви. После чего они должны были сдавать удостоверения, подписанные университетским протоиереем о прохождении таинства покаяния и причастия. Александру не хватало свободы творчества. И он, как и свойственно горячей молодости, открыто выступал против архаичных порядков. Из-за резких высказываний в адрес преподавательского состава в 1905 году Александр Архипенко был исключен из училища после трех лет обучения.
Первая выставка и первый зритель - полицейский
Вам будет интересно:Коко Остин - обладательница самой красивой попы планеты
Уже год, как молодой человек находился в свободном полете, после отчисления из училища. Однажды один помещик из-под Киева заказал Александру Архипенко скульптуру. 19-летний художник не был ограничен требованиями заказчика, и поэтому его фантазия создала произведение под названием «Мыслитель». В своей гротескной манере Архипенко изваял сидячую мужскую фигуру, погруженную в размышления. Скульптура была выполнена из терракоты, для большей художественной выразительности, покрытой красной краской.
Свою работу молодой художник выставил в сельском магазине, который находился недалеко от имения помещика. На дверях импровизированного выставочного зала красовалось объявление автора о том, что рабочие и крестьяне могут посмотреть на скульптуру за меньшие деньги. Необычным событием для тихой деревенской жизни заинтересовался местный полицейский. Удивившись надписи на двери магазина, он увидел скульптуру, красный цвет которой навел его на символические ассоциации. Но для молодого человека все обошлось хорошо.
Прощайте, родные пенаты
Долго в Киеве юный художник не задержался, а отправился в Москву для продолжения образования. Там, обучаясь в частной художественной студии, он познакомился с такими же юными ищущими художниками Владимиром Барановым-Россиным, Натаном Алтманом, Соней Делоне-Терк. Но и столица не могла удовлетворить творческую жажду Александра Архипенко. Классика была неинтересна для него. Настоящая кузница авангардного искусства была далеко в Европе.
В 1908 году молодые люди принимают решение отправиться в Париж. Там они поселились в художественной колонии La Ruche («Улей»). Париж впечатлил молодого человека, здесь, казалось, он нашел, что искал: свободу выражения творческого потенциала, единомышленников, благодарную публику. Но проучиться у заморских учителей он смог только две недели, а потом начал изучать искусство самостоятельно, посещая музеи и изучая творчество художников.
Признание таланта
Незаурядный талант Александра Архипенко был замечен и оценен любителями современного искусства. Его умение сочетать, на первый взгляд несовместимые вещи и материалы, одновременно приводили в недоумение и восхищение. В работах скульптор мастерски совмещал дерево, металл, проволоку, стекло и др. В Париже Архипенко выработает свой неподражаемо узнаваемый стиль: в скульптурах обязательно будут пустоты, которые дают дополнительное изображение. В 1910 году на Монпарнасе он снял для себя мастерскую, а в 1912 году откроет уже свою художественную школу.
Работами русского художника заинтересуется непререкаемый авторитет в творческих кругах Гийом Аполлинер. Его оценка – это высший приговор. Аполлинер был восхищен работами Архипенко, и был беспощаден к критикам его творчества. В это время скульптор создает ряд работ: «Адам и Ева», «Женщина», «Сидящий черный торс». В этих работах чувствуется тяга художника к архаизму. Позже он увлекается экспериментами в применении различных материалов и разрабатывает концепцию трехмерного кубизма. Результатом творческого поиска стали произведения «Медрано-1», «Медрано–2», «Голова» и «Карусель и Пьеро».
Творческий взлет
Интерес публики и профессионалов к творчеству Александра Архипенко подогревался постоянным участием художника в различных выставках. Ежегодно его работы выставлялись в салоне Независимых и Осеннем салоне в Париже. Скульптуры были представлены на выставках «Золотое сечение» в Париже, в Armory Show в Нью-Йорке. Работы его выставлялись в Риме, Берлине, Праге, Будапеште, Брюсселе, Амстердаме. В это время выпускаются каталоги с работами Александра Архипенко. Фото были снабжены комментариями самого Г. Аполлинера.
С 1914 года по 1918 год скульптор проживал в Ницце, где разработал новый вид произведений – скульптуро-живопись: сочетание трехмерной скульптуры с плоским живописным фоном. К этому периоду относятся работы «Испанка», «Натюрморт с вазой».В 1921 году он женится на Ангелике Шмитц, которая также была скульптором. Он переезжает на родину жены в Берлин, где с его творчество публика была знакома. Там он открывает школу на деньги, вырученные неожиданным способом на Венецианском биеннале.
Бог против
В 1920 году для Венецианского биеннале необходимы были работы, в связи с чем был объявлен набор. Возникла проблема с наполнением русского павильона, кто будет этим заниматься, в России в это время полным ходом шла гражданская война. За этот труд взялся признанный авторитет в арт-менеджменте и балете Сергей Дягилев. В салоне выставлялись эмигранты из России. Художники до конца сами не понимали, какую страну они представляют. На этой выставке были и работы Александра Порфирьевича Архипенко, которые произвели неоднозначное впечатление на критиков.
В некоторых итальянских газетах откровенно высмеивались работы скульптора. А католический патриарх Венеции Пьетро Ла Фонтэн выпустил директиву, запрещающую верующим посещать кузницу дьявола. Результат был прямо противоположным: народ повалил на выставку работ Архипенко. Таким образом, скульптор смог заработать денег, которых хватило на открытие школы в Берлине и окончательный отъезд в США в 1923 году.
Америка
В Америке Александр Архипенко будет также пользоваться популярностью, но в основном как преподаватель искусства. Несмотря на то что зарабатывать на жизнь он будет преподавательской деятельностью, за 40 лет будет организовано 150 выставок его работ. Кроме того, что художник должен обладать непосредственно художественным талантом, в Америке он должен обладать еще и коммерческим талантом, чтобы быть успешным. Судя по всему, изучаемый скульптор им не обладал.
В биографии Александра Архипенко есть показательный случай. Директор Музея современного искусства в Нью-Йорке предложил взаимовыгодное сотрудничество. Если бы оно состоялось, то Архипенко мог хорошо зарабатывать на своем творчестве. Но этого не произошло из-за неразберихи с датами работ. Музею нужны были ранние работы, которые были разбросаны по всей Европе и России. Скульптор создал их реплики, но музей это не устраивало. Собрать свои ранние работы Архипенко не смог, а переписка с директором музея переросла в препирательство с употреблением резких выражений, что привело к окончательному разрыву отношений.
Скончался мэтр кубизма в 1964 году и был похоронен на кладбище Вудон в Бронксе. Работы Александра Архипенко находятся во многих музеях мира.