Беспризорные дети - печальное социальное явление, которое до сих пор встречается во многих странах мира, в том числе и в России. Оно связано с полным отстранением несовершеннолетнего от семьи, при этом сопровождается утратой занятий и места жительства. Это крайнее проявление безнадзорности. Данное явление угрожает правильному формированию личности ребенка и подростка, способствует развитию у него негативных социальных навыков. Среди отличительных признаков беспризорности выделяют полное прекращение связей с семьей и родственниками, проживание в местах, не предназначенных для этого, подчинение неформальным законам, добывание пропитания с помощью воровства или попрошайничества. В этой статье мы приведем определение этого понятия, расскажем о его причинах и последствиях.
Определение
Вам будет интересно:Культурные конфликты: определение, виды причины и способы урегулирования
Следует отличать беспризорных детей от безнадзорных. Эти понятия разделены даже в федеральном российском законе, который был принят в 1999 году. Он посвящен системам профилактики правонарушений среди несовершеннолетних и безнадзорности.
Вам будет интересно:Эстетическое восприятие - это: определение, особенности и сущность
В документе безнадзорным считают несовершеннолетнего гражданина, поведение которого никто не контролирует из-за ненадлежащего выполнения обязанностей по обучению или воспитанию.
К беспризорным детям в России относят только тех, кто не имеет постоянного места жительства или места пребывания. В результате, в соответствии с федеральным законодательством, ключевое отличие заключается в отсутствии места жительства у беспризорника.
Причины
Беспризорные дети на улицах разных стран мира появляются приблизительно по одним и тем же причинам, которые носят социально-экономический характер. В основном, это революции, войны, стихийные бедствия, голод, а также другие изменения условий жизни, которые влекут за собой появление детей-сирот.
Среди факторов, которые способствуют росту беспризорности, следует отметить безработицу, экономические и финансовые кризисы, детскую эксплуатацию, крайнюю нужду, асоциальное поведение родителей, конфликтную обстановку в семьях, жестокое обращение с детьми.
Можно выделить и медико-психологические причины. Например, склонность несовершеннолетнего к асоциальному поведению.
Вам будет интересно:Харьковский художественный музей: обзор экспозиции, отзывы посетителей
В советское время отмечалось, что успешно бороться с этим явлением можно только в условиях социалистического общества, когда ликвидируются причины появления и развития этого явления. Подчеркивалось, что психология моральной изоляции личности от интересов общества и индивидуализма только усугубляет ситуацию, способствует появлению новых беспризорных детей.
Психология
Беспризорники отличаются особенной психологией, по сравнению с другими детьми. У них повышенная возбудимость, более сильный инстинкт самосохранения, как правило, они склонны к искусственным возбудителям, в частности, к алкоголю и наркотикам. При этом у них обостренное чувство сострадания и справедливости, свои эмоции они выражают предельно ярко.
Некоторые слишком рано начинают половую жизнь. В физическом плане они отличаются активностью, выносливостью, склонны к совершению групповых действий. Жизненные цели у таких подростков смещены в сторону получения сиюминутного удовольствия и психологического комфорта.
Беспризорники на Руси
Беспризорные дети в России появлялись с незапамятных времен. При этом во времена Древней Руси в родовой общине существовала установка всем вместе заботиться о ребенке, если он оставался сиротой. Когда было принято христианство, государственная политика также предполагала заботу о детях, оказавшихся без родителей. Например, соответствующая статья существовала в "Русской Правде".
Во времена Ивана Грозного появляется централизованная политика заботы о сиротах, которые попадают на улицу. Возникают сиротские дома, которые находятся в ведении Патриаршего приказа.
С XVI века существует распоряжение Стоглавого собора, которое обязывает создавать богадельни при церквях для беспризорников. В них используется педагогический принцип, который основывается на воспитании при умеренном наказании.
В Российской империи
Занимались решением этого вопроса и при Петре I. Он всячески поощрял открытие приютов, в которые принимали даже незаконнорожденных детей, сохраняя тайну их происхождения. В 1706 году при Холмово-Успенском монастыре был построен один из крупнейших в стране государственных приютов. В так называемых сиротских монастырях беспризорников обучали арифметике, грамоте и даже геометрии. В 1718 году Петром был издан указ об отправке нищих и малолетних детей на мануфактуры, где их обеспечивали работой.
Вам будет интересно:Отчество Игоревна: характеристика, нумерологическое значение, подходящие имена
Следующий шаг был сделан Екатериной II. При ней появились приюты и воспитательные дома, в которых ребенка оставляли на время, а после отправляли в аналог современной приемной семьи.
Особые обязанности брала на себя православная церковь. При монастырях регулярно появлялись приюты, в которых принимали детей, оставшихся сиротами. Их воспитывали, опекали и лечили. К XIX веку практически все крупные монастыри имели при себе детские приюты и богадельни.
Примечательно, что в Российской империи многие подобные учреждения были на самоокупаемости, что требовало постоянного вовлечения в производство новых детей. Они принадлежали не только церкви, но и государственным структурам. В частности, министерству внутренних дел и военным ведомствам.
Изменение подхода
Взгляд на беспризорников коренным образом изменился, когда в России начались масштабные судебные реформы. Появились направления, которые должны были предупреждать совершение несовершеннолетними правонарушений. В основном, они существовали на общественных началах. Их деятельность была направлена на то, чтобы предостеречь детей от тлетворного влияния тюрьмы, организовать их воспитание и обучение. Создавались специальные учреждения для несовершеннолетних осужденных, чтобы избежать их контакта с криминальными элементами, когда они попадались за мелкие преступления в первый раз.
Когда законодательство начало развиваться, возникли специальные суды, которые рассматривали дела исключительно несовершеннолетних. Заведения для подростков активно с ними сотрудничали. Законом от 1909 года учреждены специальные заведения воспитательно-предупредительного характера, режим в которых внешне был похож на тюремный.
Например, в Варшавский приют общества патроната в Струге подростки направлялись добровольно после освобождения из тюрьмы в Варшаве. Они получали физическое воспитание и профессиональное образование.
В СССР
В самом начале существования советского государства число беспризорников резко увеличилось, чему способствовали социальные катаклизмы. Это Первая Мировая война и Октябрьская революция. К концу Гражданской войны на улице по разным оценкам находились от четырех до семи миллионов беспризорников.
Для решения этого вопроса в Советском Союзе массово открывают детские дома и создают трудовые коммуны для несовершеннолетних. Считается, что к середине 30-х годов детская беспризорность была окончательно ликвидирована. Для этого применялись различные меры. Например, народным комиссариатом путей сообщения создавались специальные отряды для задержания несовершеннолетних, которые перемещались на поездах. Их следовало обеспечить питанием и даже культурным досугом. Затем они отправлялись в детские дома.
В 1935-м Совет народных комиссаров отмечал, что материальное положение рабочих значительно улучшилось. В стране открыто множество детских учреждений, поэтому небольшая часть беспризорников, которая остается на улице, не более чем статистическая погрешность, недостаток профилактической работы. Важную роль в исправлении ситуации играла общественная роль в воспитании детей, меры по борьбе с правонарушениями несовершеннолетних, повышение ответственности родителей за их воспитание.
Современное положение
Как это ни печально признавать, фото беспризорных детей можно встретить и в условиях современной России. Значительный рост их числа наблюдался в начале 90-х годов после очередного социального катаклизма. На этот раз это был распад Советского Союза. Факторами, которые способствовали детской беспризорности, были бедность, экономический кризис, повальная безработица. К тому же многие семьи находились в психологическом и моральном кризисе, сами семейные устои оказались значительно ослаблены, массово распространялись психические заболевания.
Точная статистика беспризорных детей в России не ведется, однако причины этого явления ясны. В официальных документах Совета Федерации говорится, что росту беспризорности способствовали разрушение государственной инфраструктуры в воспитании и социализации детей и кризис семьи. На последний повлияло значительное ухудшение условий жизнедеятельности, рост бедности, разрушение воспитательного потенциала и нравственных ценностей.
Другим сопутствующим фактором становится криминализация общества. В современной России широкое распространение получают различные виды преступлений. Влияние на беспризорность, в первую очередь, оказывает наркомания и проституция. К тому же государство не в состоянии вести необходимый контроль работодателей, которые вовлекали несовершеннолетних в нелегальный бизнес.
Количество беспризорников увеличивается и из-за нелегальной миграции. Дети приезжают в крупные города из бывших республик СССР, часто без взрослых. Они вынуждены бежать от еще более тяжелых экономических условий или вооруженных конфликтов.
В 2000-е годы отмечается уменьшение числа беспризорников. В России разработана соответствующая федеральная целевая программа. Количество беспризорных детей в России сокращается. Федеральные чиновники отмечают, что программа работает. Например, с 2003 по 2005 годы количество беспризорных детей в России уменьшилось более чем на три тысячи человек.
Детский фонд Организации Объединенных Наций ЮНИСЕФ приводит цифры беспризорных и безнадзорных детей, которые были в течение года доставлены в лечебные учреждения. Около 65 тысяч беспризорных детей по статистике поступили в больницы и поликлиники в 2005 г. Нужно отметить, что в этих данных, по всей видимости, включены и безнадзорные дети.
Вам будет интересно:Народные промыслы Дагестана: названия с фото, история появления и этапы развития
При этом многие утверждают, что в последнее время данные по количеству беспризорных детей в стране отдельными чиновниками завышаются. Существует мнение, что это делается для того, чтобы создавать новые рабочие места на государственной службе. Отвечая на вопрос, сколько в России беспризорных детей, чиновники высокого ранга нередко называли цифры от двух до четырех миллионов человек. При этом стоит признать, что точной статистики и отчетности нет и быть не может, поэтому все данные выглядят приблизительными. После анализа разных документов следует прийти к выводу, что реальное число беспризорников в стране не превышает нескольких тысяч человек. Конечно, если не включать сюда трудных подросток и тех, кто временно убегает из дома. Вот сколько в России беспризорных детей в настоящее время.
Последствия
Для общества детская беспризорность имеет весьма тяжелые последствия. В первую очередь, это рост преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних. В частности, алкоголизм, проституция, наркомания. Возникает распространение серьезных заболеваний - туберкулеза, гепатита, половых инфекций.
Оставшись без средств к существованию, беспризорники регулярно подвергаются криминальной и коммерческой эксплуатации. Их вовлекают в различные сферы незаконного бизнеса: проституция, торговля алкоголем и табаком, порнографический бизнес, попрошайничество. Все это связано с серьезными рисками для социального и психологического развития, физического здоровья.
С 90-х годов в стране увеличивается количество несовершеннолетних, пораженных наркоманией, алкоголизмом и токсикоманией, больных сифилисом и СПИДом.
Помощь
В России существуют центры помощи беспризорным детям. Они занимаются социальным сопровождением подростков, которые имеют опыт криминальной деятельности, бродяжничества, употребления наркотических или психотропных веществ. Их деятельность направлена на недопущение негативных последствий для ребенка, поддержание воспитательных функций семьи, если она еще существует.
Главная задача социальной работы с беспризорными детьми заключается в индивидуальном подходе к несовершеннолетнему при сохранении его межличностных связей. В связи с этим проводятся лекции и тематические беседы, создаются кружки и клубы по интересам. Работа с беспризорными детьми ведется по индивидуальным картам социальной адаптации. Это важно делать, даже когда несовершеннолетний находится в условиях глубокой социальной депривации.
Технология социальной работы с беспризорными детьми многими основывается на том, что девиантное поведение подростков обусловлено тем, что ранее их жизнь была крайне однообразной, из-за чего они не прожили положительные жизненные ситуации, не приобрели адекватного социального опыта. Поэтому важно создать для них условия, в которых они этот опыт могли бы получить.
Для этого выделяют несколько принципов помощи беспризорным детям. Они основаны на безоценочном подходе к анализу их поведения, создании условий, в которых они могли бы добиваться успеха в каком-либо виде деятельности, убеждении в высокой эффективности предлагаемых способов.
Специализированные учреждения, в которые помещают таких подростков, являются учебно-воспитательными. В них обучение детей построено на индивидуальной основе, может осуществляться в нескольких вариантах. Например, в классах компенсирующего обучения, ПТУ или на базе общеобразовательной школы.
Исследования демонстрируют, что в настоящее время основной причиной ухода из семьи и превращения в беспризорника становится домашнее насилие. Детям приходится сталкиваться с ситуациями, когда их избивают, жестоко наказывают, насилуют, не кормят, принуждают заниматься несвойственными им занятиями, например, попрошайничать. Большинство подростков, которые оказались на улице, именно семейные конфликты называют в числе основных причины, из-за которых они попали в такую ситуацию.
Дети становятся для родителей объектами негативной эмоциональной разрядки, когда тем приходится сталкиваться с личными и социально-экономическими неудачами. Например, с разводом, потерей работы или материального обеспечения. Чувство разочарования, обиды и бессилия что-либо изменить вызывает множество негативных эмоций, которые выплескиваются на детей.
Делая вывод, нужно отметить, что сейчас одним из основных факторов детской безнадзорности является нарушение их прав и свобод в области оздоровления, образования, получения жилья и профессии. Есть в этом роль и органов опеки и попечительства, которые несвоевременно реагируют на возникающие проблемы. Службы не в состоянии решить возникающие вопросы воспитания и жизнеустройства несовершеннолетних. Опасность положения заключается в том, что беспризорные дети все чаще вовлекаются в секс-бизнес, занятие проституцией, используются для съемок порнографических фильмов. Все это приносит непоправимый вред их духовному, психическому и нравственному развитию. Растущая безнадзорность детей является следствием экономических и социальных потрясений в обществе.