Рыночная экономика является стимулом для развития методов производства и продажи товара. Этому способствует желание личного обогащения со стороны продающей стороны и шанс купить множество товаров разных вариаций – с покупающей. Производитель может заработать денег для себя, если его товар на рынке будет конкурентоспособен (он сможет его продавать). Покупатель может купить качественный товар на рынке. Таким образом, клиент и продавец удовлетворяют потребности друг друга. В данной статье описана также функция спроса и предложения, формулу которых понять очень просто.
Вам будет интересно:Прожиточный минимум в Кирове и Кировской области
Формула спроса и предложения
Сам по себе процесс купли и продажи довольно многогранен, в некоторых случаях даже непредсказуем. Он изучается множеством экономистов и маркетологов, заинтересованных в контроле потока финансов на рынке. Для понимания более сложных функций, формирующих рыночную экономику, необходимо знать несколько важных определений.
Спрос - товар или услуга, которые точно будет проданы за определенную цену и определенный промежуток времени. Если много людей хотят купить один тип товара, то спрос на него большой. При обратной картине, когда на, к примеру, услугу мало покупателей, можно сказать, что на нее нет спроса. Само собой, эти понятия относительны.
Вам будет интересно:Экономика благосостояния. Экономическое равновесие. Вопросы по экономике
Предложение - количество товара, который производители готовы предложить покупателю.
Спрос может быть выше предложения или наоборот.
Есть формула цены предложения и цены спроса, определяющая объемы товара на рынке, спрос на него, а также помогающие установить экономическое равновесие. Выглядит она так:
QD (P)=QS (P),
где Q - объем товара, Р - цена, D (demand) - спрос, S (supply) - предложение. Данная формула спроса и предложения может помочь решить многие экономические задачи. Например, если вы собираетесь узнать количество товара на рынке, насколько выгодно будет его производить. Объем в формуле спроса и предложения, который умножается на цену товара, способен решать огромный спектр экономических задач
Закон спроса и предложения
Несложно догадаться, что между спросом и предложением есть связь, которой экономисты дали название "Функция спроса и предложения", формула функции была разобрана выше. Спрос и предложение в качестве рисунка можно увидеть на гиперболе ниже.
Вам будет интересно:Общественные товары: понятие, виды, примеры, производство
Рисунок делится на две части - до пересечения двух линий и после него. Линия D (спрос) на первой части находится высоко по отношению к оси y (цена). Линия S, наоборот, находится внизу. После точки пересечения двух линий ситуация становится обратной.
Рисунок довольно просто понять, если разобрать на примере. Товар А стоит очень дешево на рынке, при этом он очень нужен потребителю. Низкая цена позволяет купить товар кому угодно, спрос на него большой. А производителей этого товара мало, они не могут продать его всем, ведь не хватает ресурсов. Это создает дефицит на товар - спрос больше предложения.
Внезапно после события N цена на товар резко подскочила. А это значит, что некоторым покупателям он стал не по карману. Спрос на товар падает, а предложение остается таким же. Из-за этого остаются излишки, которые не удалось продать. Это называется профицитом товара.
Но особенностью рыночной экономики является ее саморегуляция. Если спрос превышает предложение, то больше производителей переходят в эту нишу, чтобы удовлетворить его. Если предложение превышает спрос, то производители из ниши уходят. Точка пересечения двух линий является тем уровнем, когда спрос и предложение равны.
Эластичность спроса
Рыночная экономика немного более многогранна, чем простые линии спроса и предложения. Она как минимум может отражать эластичность этих двух факторов.
Эластичность спроса и предложения - показатель колебания спроса, которое вызвано колебанием цен на определенные товары и услуги. Если цены на товар упали, после чего вырос спрос на него, то это эластичность.
Формула эластичности спроса и предложения
Эластичность спроса и предложения выражена в формуле K=Q/P, в которой:
K - коэффициент эластичности спроса
Q - процесс изменения количества продажи
P - процент изменения цены
Товары могут быть двух типов: эластичные и неэластичные. Разница лишь в процентных соотношениях цены и качества. Когда показатель изменения цены превышает показатель спроса и предложения, тогда такой товар называется неэластичным. Предположим, что цена на хлеб резко изменилась. Не важно, в какую сторону. Но изменения в этой отрасли не могут быть такими катастрофическими, чтобы сильно повлиять на ценник. А потому хлеб как был товаром, пользующимся большим спросом, так им и останется. Цена не сильно повлияет на продажи. Именно потому хлеб является примером совершенно неэластичного спроса.
Виды эластичности спроса:
Изменения спроса могут быть следствием не только расценок на определенный товар. Если растут или падают доходы населения, то это повлечет за собой изменение спроса. Потому эластичность спроса лучше разделять. Есть эластичность спроса по цене, а есть по доходам.
Эластичность предложения
Эластичность предложения является изменением количества предложенного товара в ответ на изменение спроса или какого-либо другого фактора. Формируется из той же формулы, что и эластичность спроса.
Виды эластичности предложения
В отличие от спроса эластичность предложения формируется по временным характеристикам. Рассмотрим типы предложения:
Правила эластичности спроса по цене
Разобравшись с тем, какими формулами заданы спрос и предложение, можно немного больше вникнуть в функционирование рынка. Экономисты систематизировали правила, которые позволяют выявить факторы, влияющие на эластичность спроса. Рассмотрим их более подробно:
Влияние государства на эластичность спроса и предложения
Спрос и предложение описываются формулами, если государство влияет на рынок, такими же, но с одним исключением. Появляется дополнительный знаменатель, который может изменить цену/объем. Правительство может воздействовать на спрос и предложение, соответственно, на их эластичность тоже. Есть несколько способов воздействия государства на спрос и предложение:
Также стоит отметить финансирование. При дефиците товара, к примеру, государство может проспонсировать его, чтобы выровнять соотношение спроса и предложения.