С самых древних времен люди вели торговлю. Вначале между отдельными поселениями, а позже - целыми регионами. С развитием обрабатывающей промышленности и технологическими революциями производство товаров в значительной мере упростилось. Появилась потребность в освоении новых заграничных рынков сбыта, международном разделении труда и капитала. Над этими проблемами пытались размышлять многие философы и экономисты, но первым четко сформулировать свою концепцию удалось Адаму Смиту. Он первым определил понятие абсолютного преимущества. Это дало толчок к развитию иных концепций. Например, таких как сравнительное преимущество. Позже она легла в основу знаменитой теории Хекшера-Олина и теории конкурентных преимуществ Портера. Новая теория А. Смита заложила основы для изучения международной торговли и подарила ключ к пониманию принципов международной конкуренции.
Понятие абсолютного преимущества
Вам будет интересно:Производительность труда. Эффективность труда. KPI (Key Performance Indicator) – ключевые показатели эффективности
Термин используют при анализе причин возникновения международной торговли и принципов экономического взаимодействия между странами. В экономике абсолютное преимущество - это возможность одной организации, предпринимателя или страны производить общественные блага (товары или услуги) в больших объемах по сравнению с другими. При этом истратив такое же количество производственных ресурсов. Оценивается эффективность абсолютного преимущества при помощи товарной выгоды. Каждый субъект торговли, будь то предприятие или страна, стремится развить свои преимущества – это один из основополагающих принципов экономики.
Факторы
Вам будет интересно:Технико-экономические показатели проекта: понятие, виды, структура, расчеты и разработка сметной документации
Любое преимущество основано на обладании субъектом торговли определенных преимуществ. Таких как:
- уникальность климата;
- большие запасы природных ресурсов;
- широкие трудовые ресурсы.
Наличие одного единственного абсолютного преимущества – это возможность для субъекта торговли стать фактически монополистом своей отрасли в определенном регионе. Если оно находится «в руках» одной страны, то автоматически дает право получить международную специализацию на глобальном рынке в одной из торговых сфер.
Теория А. Смита
"Пионером" в изучении абсолютных преимуществ считается Адам Смит. В одной из своих работ по экономике «Исследование природы и причин богатства народов» он одним из первых сделал предположение о том, что настоящее богатство каждой страны заключено в товарах и услугах, которые доступны гражданам. Он предположил, что страна имеет преимущество перед другими странами, если обладает достаточными человеческими ресурсами, особыми природными условиями и сырьем для производства товаров. Это позволяет ей выпускать на международный рынок более дешевый товар по сравнению со странами-конкурентами.
Смит полагал, что в условиях глобального рынка странам выгодно приобретать товар у других стран, имеющих преимущество. При этом развивать свои преимущества перед другими странами. Например, России выгодно продавать газ, а закупать кофе у Бразилии. Так как наша страна имеет абсолютное преимущество в торговле сырьем, всем остальным странам выгодно приобретать газ у России. Но выращивание кофе в России практически невозможно. Зато климатические условия Бразилии позволяют ей использовать свое абсолютное преимущество при экспорте кофейных зерен. Из этого следует, что для нашей страны выгоднее закупать кофе в Бразилии.
Способы получения преимущества странами
В теории А. Смита выделяются два способа:
- Трудоемкость - дешевое производство продуктов. Для измерения берут временные затраты на одну единицу произведенного товара.
- Высокая производительность, демонстрируемая при создании товара в одной стране по сравнению с другой. Учитывается как количество произведенного товара за единицу времени.
Теория сравнительных преимуществ Рикардо
Главным изъяном теории абсолютных преимуществ Смита является отсутствие объяснений по вопросу участия в глобальной торговле стран, которые не обладают никакими "достоинствами". Это условие учел в своей теории Давид Рикардо.
В своем труде «Начало политической экономии и налогообложения» автор рассматривает ситуацию, при которой некая страна А имеет абсолютные преимущества в производстве всех товаров, и сравнил ее со страной Б, не имеющей абсолютных преимуществ.
В результате Рикардо сделал заключение о том, что страна Б должна проанализировать все свои преимущества и выбрать для участия в международной торговле определенный продукт. Который имеет наименьшее отставание в эффективности производства от товара, произведенного в стране А. Это называется наименьшее относительное (сравнительное) преимущество, и от абсолютного оно отличается степенью затрат на производство товара.
Кроме этого, Рикардо выделяет и вторую категорию сравнительного "достоинства". Если страна А имеет абсолютное преимущество при производстве некого товара Т за счет скорости (в 2 раза выше, чем в стране Б), и в 3 раза быстрее производит товар Т2, чем страна Б. То стране Б стоит производить товар А, так как разрыв в эффективности производства между товарами между странами ниже. Это явление называется наибольшее относительное преимуществом, и от абсолютного его отличает наименьшая разница в скорости производства товаров.
"Достоинства" России
По состоянию на 2017-2018 год Россия занимает 11-е место в общемировом рейтинге экспортеров. Высоких показателей позволяет достичь ряд абсолютных преимуществ, которыми страна обладает.
Теория Портера
Концепция абсолютных преимуществ страны заложила основу для развития других экономических теорий международной торговли. Одной из таких является теория конкурентных преимуществ, предложенная М. Портером. В 20-м веке произошел технологический бум, предоставивший странам, не имеющим никаких абсолютных преимуществ, возможность получить их благодаря своей экономической стратегии. В качестве объекта для изучения он предложил взять не целую страну, а сосредоточиться на производствах.
В своей теории Портер предложил следующие способы достижения странами конкурентных преимуществ:
- факторные условия – трудовые и природные ресурсы, профессионализм сотрудников и инфраструктура предприятия;
- уровень спроса на определенную продукцию;
- состояние поддерживающих отраслей – наличие поставщиков;
- уровень конкуренции в отрасли.
Теория Познера
В своей теории технологического разрыва М. Познер утверждает, что абсолютное преимущество – это результат технологического развития одной из стран по сравнению с другими. Автор предположил, что перевес получит страна, находящаяся на более высокой ступени технического развития при равных условиях с другими странами. Технический прогресс способен снизить затраты производства и обеспечить конкурентное преимущество перед другими странами.