Евгений Эрлих - известный австрийский социолог и правовед, родившийся на территории современной Украины. Экспертами он считается одним из основателей социологии права. Даже несмотря на то, что сам термин был введен другим ученым - Дионисио Анцилотти. При этом именно Эрлиху принадлежит первенство в распространении его на сферу научного знания, которая в конце XIX - начале XX века сформировалась на стыке права и социологии. Его программное произведение, важное для понимания идей ученого, называется "Основоположение социологии права". Оно было опубликовано в 1913 году. В этой статье мы расскажем биографию ученого.
Детство и юность
Вам будет интересно:Алена Гаврилова: биография, фото, личная жизнь
Евгений Эрлих появился на свет в 1862 году. Он родился в Черновцах, которые сейчас находятся на территории одноименной области на Украине, а в то время входили в состав Буковины. Она была частью Австро-Венгерской империи.
Его отец работал адвокатом. Симон Эрлих был родом из Польши. Еврей по происхождению уже в зрелом возрасте принял католицизм. Выбор в пользу этой веры сделал и сам Евгений Эрлих. Это произошло в 1890-х годах.
Образование
В биографии Евгения Эрлиха большую роль сыграло полученное им образование. Он решил пойти по стопам отца, начав изучать право. Сначала учился в Львовском, а потом - в Венском университете.
В 1886 году становится обладателем премии доктора права. В 1895-м хабилитировался. То есть прошел процедуру получения высшей академической квалификации, которая следует за степенью доктора философии. Данная практика распространена во многих европейских и азиатских высших учебных заведениях.
После этого Евгений Эрлих начал преподавать в университете, а параллельно практиковал юриспруденцию в Вене.
Научная карьера
Через некоторое время герой нашей статьи возвращается в родные Черновцы, где начинает преподавать в университете, который в то время высоко ценился, считаясь оплотом немецкой культуры на восточных окраинах Австро-Венгерской империи.
В учебном заведении он остался работать до самого конца своей активной преподавательской карьеры, пройдя путь от рядового преподавателя до ректора. Руководил вузом он в 1906 - 1907 годах.
Когда началась Первая мировая война, Черновцы были достаточно быстро заняты русскими войсками. Эрлих сумел уехать в Швейцарию, где его труды ценились особенно высоко.
После официального распада Австро-Венгерской империи Буковина стала частью Румынии. Там началось активное преследование преподавателей, которые читали лекции на немецком языке, поэтому оставаться в Черновцах было небезопасно.
Личная жизнь Евгений Эрлиха не сложилась, он так и не женился. В 1922 году ученый скончался в Вене в возрасте 59 лет от диабета.
Социология права
Фото Евгения Эрлиха стало известно после того, как он подробно изложил концепцию "живого права". Он считается ее основоположником.
Будучи по образованию профессиональным юристом, он изначально резко критиковал этатизм и юридический позитивизм, выступая с позиций социологии права.
Согласно Эрлиху, социология права являлась отраслью, которая исследовала право, опираясь исключительно на факты. К ним он относил владение, обычаи, волеизъявление и господство. При формировании его взглядов большое место оказали обстоятельства, в которых он построил свою карьеру, а также знание и опыт правовой культуры в Буковине, где австрийскому законодательству приходилось тесно соседствовать с местными обычаями и традициями. На их основе зачастую и осуществлялась юридическая практика.
Подобное сосуществование двух систем заставило его всерьез усомниться в трактовках закона, которые ранее были предложены теоретиком Гансом Кельзеном.
Ученый пришел к выводу, что именно нормы поведения оказывают значительное влияние на управление жизнью в обществе.
"Живой закон"
Эрлих ввел понятие "живой закон", который регламентировал общественную жизнь. Он существенно отличалась от правовых норм, будучи специально созданным для принятия судами соответствующих решений. Данные нормы оказывались в состоянии регулировать исключительно споры тех, кто привлекал для их решения официальные структуры.
При этом для рутинного структурирования социальных отношений основой становились законы самой жизни. Их источник заключался во всевозможных общественных объединениях, в которых люди имели возможность сосуществовать. Важно, что их суть при этом состояла не в судебных разбирательствах или споре, а установлении сотрудничества и мира.
То, что в таком представлении считалось законом, зависело от того, какой орган имел возможность придать значение тому, что должен был непосредственно регулировать. Эрлих считал, что под законами должны пониматься все без исключения нормы общественных объединений.
Таким образом, изначально они были обусловлены как фундаментальные, так как лежали в основании любого общественного устройства, в котором социальная позиция индивида была четко определена через совокупность обязанностей и прав, существующих по отношению к другим социальным статусам или позициям.