Эдриан Ньюи – знаменитый инженер Формулы-1, в настоящее время работающий на Red Bull Racing. Его обычно называют одним из величайших умов в современном автоспорте, и он получил множество наград McLaren, Williams и Red Bull. Он также является главным дизайнером Red Bull RB6 и RB7, победивших в чемпионатах автомобилей Формулы-1 сезона 2010 и 2011 годов.
Ранние годы
Ньюи родился в Стратфорде-на-Эйвоне, Великобритания, 26 декабря 1958 года. Его отец был ветеринарным врачом, а мать – бывшим водителем скорой помощи. Его старший брат ушел из дома, когда Адриан был совсем юным, потому мальчик рос единственным ребенком в семье. Его отец был автолюбителем, и в их мастерской побывала череда Mini Coopers, Jaguars и того, что Ньюи считал самыми интересными комплектациями от Lotus. Насколько он помнит, Эдриан хотел стать гоночным инженером. Будучи молодым парнем, он собирал модели спортивных автомобилей, и вскоре он модифицировал их в своей мастерской.
Вам будет интересно:Король Камбоджи Нородом Сианук
Настоящий инженерный гений, даже в подростковом возрасте мысли Эдриана естественным образом проявлялись в форме – он начал рисовать эскизы собственных автомобилей в возрасте 12 лет и прошел курс обучения сварщикам на школьных летних каникулах.
Вам будет интересно:Бекки Хэммон - профессиональная баскетболистка
Эдриан Ньюи посещал государственную школу Рептон вместе со знаменитым ведущим Top Gear Джереми Кларксоном, но его попросили уйти в возрасте 16 лет. Позднее Кларксон заметил, что за всю историю школы были исключены только два ученика, он и Ньюи. После Рептона парень поступил в Мид-Уорикширский колледж дальнейшего образования в Лимингтоне. К счастью, он смог изменить ситуацию и поступить в Саутгемптонский университет, где получил степень в аэронавтике и космонавтике. Для Ньюи проектирование гоночных автомобилей было действительно сродни ракетостроению. Его выпускной проект был связан с аэродинамикой наземных эффектов на гоночных автомобилях.
Карьера
После окончания учебы и поиска работы в лучших командах Формулы-1 он решил работать в небольшой команде Эмерсона Фиттипальди под руководством Харви Постлетвейта. Команда вскоре прекратит свою деятельность, и Ньюи будет вынужден искать новую работу.
В марте 1984 году Ньюи продолжил карьеру в гоночной компании March, попав в американский проект Indy-Car, где стал дизайнером и гоночным инженером для Бобби Рахала. Эдриан завязал тесные дружеские отношения с Рахалом, создавшим March 86C, с которым он выиграл титул CART и Indy 500 в 1986 году. Через несколько лет, проведенных с различными командами, он вернулся в March в качестве главного конструктора гоночных машин Формулы-1.
March, к которой присоединился Ньюи, проживал не самые свои лучшие дни, а в 1990 году March стала Leyton House Racing, а Ньюи – его техническим директором. Несмотря на смену названия, состояние команды не улучшилось, и в конце года Ньюи остался без работы. Тогда «Уильямс», ведущая команда, не стала тратить времени на подписание контракта с молодым дизайнером, и Ньюи наградил ее двумя кубками чемпионата мира в 1992 году и 1993 с гонщиками Мэнселлом и Простом соответственно. Трагедия случилась в 1994 году со смертью Айртона Сенны. В течение нескольких недель после аварии Ньюи думал о том, чтобы бросить свое дело.
«Честно говоря, никто никогда не узнает, что именно произошло. Нет никаких сомнений в том, что рулевая колонка вышла из строя, и большой вопрос был в том, что это стало причиной аварии. У автомобиля были трещины, и в какой-то момент он мог бы выйти из строя. Нет сомнений, что его дизайн был очень плохим. Тем не менее все доказательства свидетельствуют о том, что автомобиль не сошел с пути в результате отказа рулевой колонки», — сказал Эдриан Ньюи.
Помимо того, что он чрезвычайно талантливый дизайнер, Ньюи мог быть весьма беспокойным. В «Уильямс» он всегда оказывался подчиненным Патрику Хеду, техническому директору, а также основателю. Ньюи также оказался в противоречии с некоторыми личными решениями относительно гонщиков команды. Newey хотел быть лицом, отвечающим за все технические вопросы. В 1997 году Ньюи победил главного соперника «Макларен», и вскоре в 1998 и 1999 годах за ним последовали титулы с Микой Хаккиненом. В 2001 году он подписал новый контракт и был шокирован, когда Рон Деннис попытался его отбить.
Возник скучный вопрос о зарплатах, и я ожидал, по крайней мере, того, чем уже занимался, но Рон [Деннис, председатель McLaren] предложил 75 % от этого. В то же время мой старый друг Бобби Рахал сделал мне предложение присоединиться к команде Jaguar F1. Я был близок к тому, чтобы уйти, когда произошли две вещи: я понял, что политика внутри Jaguar не была хорошей и Рон предложил утроить мою зарплату. Поэтому я остался.
Летом 2014 года Эдриан Ньюи подписал новый контракт с Red Bull Technology, и слухи о его переходе в команду Ferrari прекратились. Но этот новый контракт был действительно концом карьеры англичанина как дизайнера гоночных автомобилей. С конца 2014 года Ньюи будет заниматься другими проектами в рамках деятельности Red Bull и будет играть лишь консультативную роль в создании будущих гоночных автомобилей Гран-при Red Bull.
Эдриан Ньюи «Как построить машину»: автобиография величайшего в мире дизайнера Формулы-1
Книга «Как построить машину» исследует историю непревзойденной 35-летней карьеры Ньюи в Формуле-1 через призму разработанных им автомобилей, гонщиков, с которыми он работал, и гонок, в которых он участвовал. Книгу Эдриана Ньюи прекрасно иллюстрирует уникальные рисунки, в которых рассказывается, благодаря замечательной истории жизни Эдриана, именно то, что делает Формулу-1 такой захватывающей – ее потенциал для полной синхронности человека и машины, идеальное сочетание стиля, эффективность и скорость.
В России продажа книги стартовала в декабре 2018 года. В этой книге можно найти все, за что любят Формулу-1.
Автомобили Эдриана Ньюи
В 2003 году Ньюи создал то, что он назвал своей худшей машиной за всю историю. Она была компактной и плотно упакованной настолько, что было трудно добраться до коробки передач и двигателя без необходимости снятия значительных частей подвески. Боковые капсулы оказались слишком хрупкими и дважды не прошли обязательный краш-тест FIA. Чтобы составить полную картину, коробка передач нагрелась так, что ее термостойкое покрытие расслаивалось.
Даже несмотря на его очевидный шаг назад в повседневной работе в Формуле-1, большинство команд все еще мечтают нанять его. Многим кажется невероятным, что можно было даже подумать об увольнении Ньюи, но во время долгой и увлекательной карьеры его попросили уйти, и он был уволен.