Как и в любом другом государстве, в Узбекистане, небольшой среднеазиатской республике, тоже есть парламент. Принципы его формирования достаточно любопытны, и, прочитав статью, вы сможете в этом убедиться. А также узнать еще много интересного про Олий Мажлис (именно так он называется на узбекском языке).
Двухпалатный парламент
Когда-то высший представительный орган был однопалатным и состоял из 250 депутатов, избираемых на пять лет по территориальным округам. В феврале 2002 года в стране прошел всенародный референдум, который при 94%-й поддержке населения одобрил введение с 2004 года двухпалатного парламента. Как заявлялось, это было сделано для баланса как региональных, так и общегосударственных интересов в парламенте Узбекистана. Верхней палатой является Сенат, нижней - Законодательное собрание. Срок полномочий обеих не изменился и составляет пять лет.
Вам будет интересно:Конституция Норвегии: прошлое и настоящее
Сенат
Согласно Конституции страны 100 сенаторов избираются по территориальному принципу: по шесть человек от каждой из 12 областей Узбекистана, а также от города Ташкента и единственной в республике автономии, Каракалпакстана. На оставшиеся 16 мест сенаторов назначает лично президент. При этом почетные должности зачастую занимают не политики, а деятели науки, культуры и искусства и даже особо отличившиеся передовики производства, как правило, известные всей стране. Если высшее должностное лицо государства вдруг выйдет в отставку, оно автоматически становится членом Сената до конца своих дней.
Вам будет интересно:Игорь Еремеев: жизнь и смерть
Председатель выбирается однажды, тайным голосованием, на весь срок полномочий верхней палаты и может быть смещен с поста, если за это вдруг проголосуют не менее двух третей состава Сената. Фактически он является вторым лицом в государстве, так как именно на председателя возлагаются полномочия президента Узбекистана, если тот по каким-то причинам не сможет исполнять свои функции.
Вот уже четыре года должность председателя занимает Нигматулла Тулкинович Юлдашев, бывший министр юстиции Узбекистана. Кстати, именно он после смерти Ислама Каримова, первого президента страны, несколько дней в сентябре 2016 года исполнял его обязанности.
Добавим, что по закону члену Сената не может быть меньше двадцати пяти лет. При этом хотя бы пять последних лет он должен постоянно проживать на территории страны.
Законодательное собрание
Нижняя палата парламента Узбекистана включает в себя 150 депутатов. Интересно, что только 135 из них избираются на многопартийной основе по территориальным одномандатным округам, а 15 являются представителями "Экологического движения", чей девиз "Здоровая среда - здоровый человек" неплохо бы распространить и в нашей стране. Паламентарий Законодательного собрания тоже должен быть старше двадцати пяти лет, не являться военнослужащим или сотрудником Службы национальной безопасности (СНБ). Кроме того, у него должна отсутствовать непогашенная или неснятая судимость.
В настоящее время в нижней палате парламента Республики Узбекистан представлено пять партий: уже упомянутые "экологи" (15 мест), либеральные демократы (52), партия "Миллий тикланиш" (36), народные демократы (27) и партия "Адолат" (20). Действующий президент страны, Шавкат Миромонович Мирзиеев, был выдвинут на этот пост в 2016 году Либерально-демократической партией. Тем не менее в Законодательном собрании ей принадлежит только около трети мест, и о конституционном большинстве одной партии здесь говорить не приходится.
Главным лицом Законодательного собрания и, соответственно, спикером парламента Узбекистана с января 2015 года является Нурдинжон Муйдинханович Исмоилов.
Статус и основные функции парламента
Парламент Узбекистана Олий Мажлис - Высшее собрание страны, общегосударственный представительный орган. Его функции и полномочия осуществляются с учетом принципа разделения властей, в рамках действующей Конституции Узбекистана. Основными функциями парламента являются законодательная и контрольная.
Основные полномочия
В совместном ведению Сената и Законодательного собрания находятся внесение законодательных инициатив, в том числе и в Конституцию страны, вопросы внутренней и внешней политики, утверждение государственного бюджета.
Кроме того, только сенаторы могут избирать членов Конституционного и Верховного судов, назначать или снимать с должностей генерального прокурора, председателя СНБ и председателя правления Центрального банка Республики Узбекистан.
В ведении Законодательного собрания находятся главным образом процедурные и социально-экономические вопросы. Таким образом, Сенат - верхняя палата не только по названию, но и по значимости и авторитету.
Спикер
Председатель парламента Узбекистана Нурдинжон Исмоилов представляет Народно-демократическую партию. До избрания на этот пост он был советником президента по взаимодействию с Олий Мажлисом. Ему 60 лет, он родом из Наманганской области, имеет звание кандидата юридических наук. Каждый из пяти вице-спикеров представляет одну из фракций в парламенте.
Будущее парламента
Основная проблема развития парламентаризма в Узбекистане, как и в других государствах, где за ширмой демократии скрывается фактически тоталитарный режим, является, во-первых, отсутствие реального принципа выборности его состава, когда каждый депутат должен представлять интересы той или иной группы граждан, а во-вторых, несвобода каждого из членов парламента в принятии важных законов или назначении высших должностных лиц республики. Иными словами, практически все ключевые решения принимает узкий круг лиц, приближенных к президенту страны, а парламентарии лишь формально их подтверждают, выполняя декоративную функцию. Так было при Каримове, и мало что изменилось при нынешнем руководстве.
28 декабря 2018 года состоялось послание президента Мирзиеева парламенту Узбекистана. Шавкат Миромонович, помимо прочего, формально предложил несколько расширить функции Олий Мажлиса. Предлагается, например, чтобы депутаты рассматривали и утверждали (либо отклоняли, что крайне маловероятно) кандидатуру не только премьер-министра, но и всех членов кабинета. Еще одним изменением должно стать создание при парламенте отдельного Управления по госбюджету. По замыслу президента, оно должно формировать и контролировать исполнение бюджета на гораздо более высокопрофессиональном уровне, нежели сейчас. Мирзиеев предложил руководителям обеих палат обсудить с депутатами эти новшества.
В конце нынешнего года состоятся очередные выборы в Олий Мажлис. Депутатов опять изберут на пять лет, и можно искренне пожелать не чужому нам народу, чтобы среди парламентариев было по возможности больше тех, кто пришел туда не "отбывать номер", а по-настоящему заботиться об интересах своих граждан.