Мирное сосуществование - это теория в области международных отношений, разработанная и применяемая Советским Союзом в различные периоды холодной войны в контексте преимущественно марксистско-ленинской внешней политики. Она была принята всеми союзными государствами. В контексте этой теории страны соцблока могли бы мирно сосуществовать с капиталистическим блоком (т. е. союзными с США государствами).
Это не согласовывалось с принципом антагонистического противоречия, согласно которому, социализм и капитализм никогда не смогут сосуществовать без конфронтации. Советский Союз проводил политику мирного сосуществования по отношению к западному миру, что было особенно актуально в отношениях с Соединенными Штатами, странами НАТО и Варшавского договора.
Вам будет интересно:Артиллерия США: от орудий Гражданской войны до современных разработок
Значение
Дебаты по поводу различных интерпретаций мирного сосуществования были одним из аспектов китайско-советского раскола в 1950-х и 1960-х годах. В течение 1960-х и начала 1970-х годов Китайская Народная Республика под руководством своего основателя Мао Цзэдуна утверждала, что воинственное отношение должно поддерживаться по отношению к капиталистическим странам, поэтому изначально отвергла внешнюю политику мирного сосуществования как форму марксистского ревизионизма.
Вам будет интересно:Институты ЕС: структура, классификация, функции и задачи
"Предательство" Поднебесной и ходжаизм
Китайцы пытались поддерживать принципы коммунизма, но очень хотели улучшить свое материальное положение любой ценой. Решение руководства Поднебесной в 1972 году установить торговые отношения с США также привело к тому, что Китай негласно воспринял теорию мирного сосуществования (это стало одной из причин обострения советско-китайских отношений). С этого момента и до начала 1980-х годов Китай все больше распространял свою концепцию мирного сосуществования, чтобы обосновать с ее помощью взаимоотношения со всеми странами в мире.
Албанский правитель Энвер Ходжа (в свое время единственный верный союзник Поднебесной) также осудил такое "предательство" Мао и выступил против растущих тесных связей этой азиатской страны с Западом. Последствием данного акта стал визит Никсона в Китай в 1972 году. Современные ходжаистские партии продолжают говорить о противоречиях политики мирного сосуществования. Отметим, что в настоящее время в стране произошел раскол на два лагеря - приверженцев идей Ходжи и их ярых противников.
Политика мирного сосуществования: СССР
Вам будет интересно:Международные миротворческие операции: суть, примеры, особенности
Идеи дружеских отношений и сотрудничества, распространяясь на все страны и общественные движения, связанные с СССР, быстро стали способом действия для многих партий, побуждая различных политиков, особенно в развитых государствах, отказаться от жесткой позиции по отношению к СССР.
Хрущев закрепил эту концепцию в советской внешней политике в 1956 году на XX съезде КПСС. Политика возникла, чтобы уменьшить враждебность между двумя сверхдержавами, особенно в свете возможности начала ядерной войны. Концепция мирного сосуществования - это теория, которая утверждала, что Соединенные Штаты и СССР и их соответствующие политические идеологии могут сосуществовать, а не сражаться друг с другом.
Хрущев пытался продемонстрировать свою приверженность этой позиции, посещая международные мирные конференции, такие как Женевский саммит, и путешествуя по миру. Например, он посещал американский Кэмп-Дэвид в 1959 году. Всемирный Совет Мира, основанный в 1949 году и в значительной степени финансируемый Советским Союзом, попытался организовать мирное движение в поддержку этой концепции на международном уровне.
Роль для Запада
Ленин и большевики защищали мировую революцию посредством подобных движений внутри отдельных стран, но они никогда не отстаивали возможность ее распространения при помощи войны, предполагающей вторжение войск Красной Армии в какое-либо капиталистическое государство.
Действительно, если не говорить о призывах к рабочим взять власть в свои руки, Ленин всегда говорил о «мирном сожительстве» с капиталистическими странами. Хрущев использовал этот аспект ленинской политики. Он пытался доказать, что социализм когда-нибудь победит капитализм, но это будет сделано не силой, а личным примером. Подразумевалось, что это провозглашение означало конец пропагандистской деятельности СССР по распространению коммунистических идей через революционное насилие. Такую политику некоторые коммунисты во всем мире называли предательством своих принципов.
Причины возникновения
Мирное сосуществование - это реакция на осознание того, что ядерная война между двумя сверхдержавами приведет к уничтожению не только социалистической системы, но и всего человечества. Она также отражает стратегический военный настрой СССР - отход от милитаристской политики и переориентация на стратегии, сосредоточенные на дипломатии и экономике. Хотя беспокойство по поводу этого сдвига помогло свергнуть Хрущева, его преемники не вернулись к антагонистическим теориям противоречия и неизбежного конфликта между капиталистической и социалистической системами.
Критика
Одним из самых ярых критиков мирного сосуществования в начале 60-х годов прошлого столетия был аргентинский марксистский революционер Че Гевара. Будучи лидером кубинского правительства во время октябрьского ракетного кризиса, этот политик считал, что повторное вторжение Соединенных Штатов будет оправданным основанием для ядерной войны. По мнению Че Гевары, капиталистический блок состоял из "гиен и шакалов", которые "питались безоружными народами". Следовательно, они должны быть уничтожены.
Китайский вариант
Премьер-министр КНР Чжоу Эньлай предложил пять принципов мирного сосуществования в 1954 году во время переговоров с Индией по Тибету. Они были записаны в Соглашении между Китайской Народной Республикой и Индийской Республикой о торговле и дипломатических сношениях. Эти принципы были подтверждены Чжоу на Бандунгской конференции стран Азии и Африки, где их включили в декларации конференции. Одним из главных условий этой политики было то, что КНР не будет поддерживать коммунистические мятежи в Юго-Восточной Азии, особенно в Индонезии и Малайзии.
Однако маоистская доктрина продолжала подчеркивать стратегическую важность любого конфликта между империалистической и социалистической мировыми системами. Китайцы выступали за более агрессивную и при этом гибкую форму теории глобальной политики, чем та, что была утверждена в СССР.
Со смертью Мао они смягчили свою линию, хотя и не стали переходить на капиталистические позиции. В конце 1970-х и 1980-х концепция мирного сосуществования была расширена и принята в качестве основы для существования всех суверенных наций. В 1982 году пять принципов были записаны в Конституции Китайской Народной Республики, которые определяют ее внешнюю политику.
Последствия
Есть три заметных последствия китайской концепции мирного сосуществования. Во-первых, в отличие от советской доктрины середины 1970-х годов, китайские принципы включают поощрение глобальной свободной торговли. Во-вторых, китайская концепция мирного сосуществования придает большое значение национальному суверенитету и территориальной целостности. Поэтому шаги Соединенных Штатов по продвижению демократии и прав человека рассматриваются в этих рамках, как враждебные.
Наконец, поскольку КНР не считает Тайвань суверенным, концепция мирного сосуществования на него не распространяется.
Договор Панчшилла
Пять принципов мирного сосуществования более известны мировому сообществу под названием "Договор Панчшилла". Его суть: невмешательство в чужие внутренние дела и уважение целостности и суверенитета друг друга (от санскрита, панч: пять, шил: добродетели). Их первая официальная кодификация в форме договора была заключена в соглашении между Китаем и Индией в 1954 году. Принципы были изложены в преамбуле к «Соглашению (с обменом нотами) о торговле и общении между Тибетским регионом Китая и Индией», которое было подписано в Пекине 28 апреля 1954 года.
Вот эти принципы:
Отношения Китая и Индии
Всеобъемлющее соглашение служит одним из наиболее важных отношений между Индией и Китаем для развития сотрудничества в области экономики и безопасности. В основе пяти принципов лежало представление о том, что новые независимые государства после деколонизации смогут выработать более принципиальный подход к международным отношениям.
Эти принципы были подчеркнуты Премьер-министром Индии Джавахарлалом Неру и Премьер-министром Чжоу Эньлаем в выступлении, сделанном во время конференции в Коломбо (Шри-Ланка) всего через несколько дней после подписания китайско-индийского договора. Впоследствии их включили в несколько измененной форме в заявление о десяти принципах, опубликованное в апреле 1955 года на исторической азиатско-африканской конференции в Бандунге (Индонезия). Эта встреча впервые в истории сформулировала идею о том, что постколониальные государства могут предложить миру что-то особенное.
В Индонезии
Со стороны индонезийских властей позднее было высказано предположение, что пять принципов могут стать основой внешней политики их государства. В июне 1945 года лидер индонезийских националистов Сукарно провозгласил пять общих принципов (или "панчасила"), на которых должны были основываться будущие институты. Индонезия стала независимой в 1949 году.
Мирное сосуществование: успехи и противоречия
Пять принципов, которые были приняты в Китае, Индонезии и нескольких других странах, легли в основу программы Движения неприсоединения, созданного в Белграде (Югославия) в 1961 году. Противоречия мирного сосуществования вылились в распад этой страны и крушение всех социалистических режимов, надеявшихся на дружеское отношение со стороны Запада.