Аристид Майоль (родился 8 декабря 1861 года, Баньюльс-сюр-Мер, Франция - умер 27 сентября 1944 года, неподалеку от родного города) - французский скульптор, художник и гравер, иллюстратор и дизайнер гобеленов.
Он известен прежде всего классическим изображением женских ню. Начав свою карьеру в качестве художника, переключился на трехмерные работы примерно в 1897 году, когда его зрение начало ухудшаться. Эти ранние произведения Аристида Майоля - в основном резьба по дереву и терракотовые статуэтки - послужили основой для его более поздних работ, большинство из которых в конечном итоге было отлито из бронзы. На него также оказала влияние греческая скульптура, в основном после посещения Афин в 1906 году.
Вам будет интересно:Семиотика культуры: определение термина, особенности, история развития
Характеристика творчества
Аристид Майоль начал свою художественную карьеру как художник и дизайнер гобеленов. Его ранние работы отражали восхищение группой французских художников «Наби» (Nabis), чьи работы состояли, как правило, из декоративных узоров. Художнику было почти 40 лет, когда проблемы со зрением вынудили его отойти от плетения гобеленов. Поэтому он обратил свое внимание на скульптуру.
Вам будет интересно:Оттопырить мизинец: что это значит?
В зрелом возрасте Аристид Майоль отказался от высокоэмоциональной скульптуры своего современника Огюста Родена, предпочитая сохранять скульптурные традиции классической Греции и Рима. «Средиземноморье» (ок. 1901 г.) и «Ночь» (1902 г.) демонстрируют эмоциональную сдержанность, ясную композицию, которые скульптор использовал в своей работе до конца жизни. Большая часть его работ изображает зрелые женские формы, которые он пытался наполнить символическим значением.
После 1910 года Майоль стал всемирно известным и получал постоянный поток комиссионных. Из-за свойственной ему строгой экономии эстетических средств он неоднократно использовал один и тот же предмет, варьируя его от работы к работе. Только в «Реке» и «Скованной свободе» Аристид Майоль изменил свою основную формулу, представляя человеческую фигуру в действии.
Он возобновил занятия живописью в 1939 году, но скульптура оставалась его любимым средством выражения. Также им было сделано множество иллюстраций ксилографии для работ таких древних поэтов, как Виргилий и Овидий. В 1920–30-е годы много делал для возрождения искусства книги.
Вам будет интересно:Где хранится Шапка Мономаха? Версии появления регалии на Руси
Хотя связь Майоля с искусством прошлого была сильной, его интерес к форме и геометрии помог становлению и развитию таких абстрактных скульпторов, как Константин Бранкузи и Жан Арп.
Почти все творчество художника и скульптора представляет женскую обнаженную фигуру. Самые известные работы, которые создал Аристид Майоль: «Средиземное море» (1902, Музей современного искусства, Нью-Йорк), «Торс Нереиды» (1905) и «Велосипедист Колен» (1907, Музей Орсе).
Ранние годы жизни и академическая подготовка
Майоль родился в Баньюль-сюр-Мер, Руссильон в 1861 году. В раннем возрасте он решил стать художником и в 1881 году переехал в Париж, чтобы учиться. Первоначально не смог поступить во Французскую академию изящных искусств и некоторое время жил в бедности, пока его все же не приняли в 1885 году в Академию. Здесь он учился у художника и скульптора Жана-Леона Жерома (1824-1904), академический стиль которого включал историческую живопись, портреты персонажей греческой мифологии и живопись Востока. Также учителем Майоля был Александр Кабанель (1823-1889), который рисовал классические и религиозные образы в академическом стиле.
Начало творческой деятельности
Аристид Майоль посчитал это обучение старомодным и занялся современным искусством, включавшим творчество Поля Гогена (примитивизм) и Пюви де Шаванна. Он также присоединился к группе постимпрессионистских художников-авангардистов «Наби», развивавшими стиль "модерн" в изобразительном и графическом искусстве во Франции в 1890-х годах. Другими членами группы являлись Пьер Боннар, Эдуард Вюйар, Жорж Лакомб и Морис Дени. Портреты Майоля того времени демонстрируют влияние группы, в частности, это проявлялось в использовании декоративных композиций и плоских цветных областей.
Примерами его работ данного периода являются «Прачки» (1890) и «Женщина с зонтиком» (1895). На последней показана молодая женщина в профиль, стоящая на фоне морского пейзажа. Отсутствие связи между фигурой и пейзажем ясно указывает на то, что портрет был написан в мастерской художника. Майоль написал фигуру неподвижной, в классической декоративной манере. Находящаяся на половине пути между портретом и аллегорией, эта картина считается шедевром его живописной карьеры.
Гобелены
Сильное влияние декоративного искусства и готическое гобеленовое искусство в Музее Клюни (Париж) вдохновили Майоля. Он считал, что гобелены находятся в одном ряду с картинами Сезанна и Ван Гога. На него это произвело такое впечатление, что в 1893 году он основал собственную мастерскую в Баньюле. Гобелены, которые он создавал, были декоративными, яркими и очень красочными. Его покровитель, принцесса Бибеско, купила многие работы, в том числе, гобелен «Музыка для скучающей принцессы» (1897).
Майоль продолжал создавать гобелены, пока из-за проблем со зрением в 1900 году ему не пришлось оставить занятие. Вместо этого он обратил свое внимание на керамику и скульптуру.
Скульптура
Аристид Майоль сначала вырезал фигурки из кусков дерева, демонстрируя влияние стиля "модерн". «Танцующая женщина», «Женщина с мандолиной» и «Женщина, сидящая в задумчивой позе» являются примерами резьбы по дереву этого периода. Тем не менее, скульптор нашел процесс резьбы по дереву слишком медленным, поэтому он быстро перешел к лепке статуэток из глины. Он также моделировал маленькие терракотовые обнаженные статуэтки.
В 1902 году Майоль получил поддержку от известного арт-дилера Амбруаза Воллара, который также опекал других неизвестных художников, включая Поля Сезанна, Ренуара, Луи Вальта, Жоржа Руо, Пабло Пикассо, Поля Гогена и Винсента Ван Гога, в начале их карьеры. Благодаря Воллару, Майоль нашел покупателей, готовых заплатить за фигуры, отлитые из бронзы. Это позволило ему сосредоточиться исключительно на скульптуре.
В 1902 году Воллар организовал первую персональную выставку Майоля, в которую вошли его гобелены, статуэтки, картины и первые скульптурные произведения.
Первые большие работы
В 1900 году Майоль начал работу над своим первым крупным скульптурным произведением «Сидящая женщина» - позже он переименовал ее в «Средиземное море. Мысль». Первая версия этой работы была завершена в 1902 году и хранится в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Не полностью удовлетворенный этой попыткой, он начал работу с другой версией. Она была размещена в почти идеальном кубе и разрабатывалась таким образом, что ее можно было рассматривать только с одной точки. Искусствоведы в то время утверждали, что Майоль являлся классическим художником в стиле Сезанна.
Работу выставили на Осеннем салоне в 1905 году. Скульптура привлекла внимание состоятельных меценатов, которые пожелали получить бронзовые слепки. А французское правительство в конечном итоге в 1923 году заказало собственную версию (сейчас она находится в музее Орсе).
Другими значимыми примерами бронзовой скульптуры этого периода являются «Желание» (1905-07) и «Велосипедист» (1907). Хотя Майоль в основном лепил обнаженных женщин, «Велосипедист» - один из трех созданных им образов мужчин, представляющий велосипедиста-гонщика Гастона Колена. К этому периоду относится также скульптура Аристида Майоля Pomone (Помона).
Поздние работы
В 1908 году покровитель скульптора взял его в Грецию, где он смог изучать классическое искусство. В его зрелых работах много внимания уделяется изучению женского тела. Работы этого периода включают «Ночь» (1909); «Флору и Лето» (1911); «Весну» (1911); «Иль-де-Франс» (1910–25); «Венеру» (1918–28); (1930–37); памятник Клоду Дебюсси (мрамор, 1930–33, Сен-Жермен-ан-Ле), «Гармонию» (1944) и другие.
Упрощенный классицизм Майоля стал фактически международным стилем в межвоенный период. Его приняло движение Facist (часть «Facist Fashion»), выступавшее за то, что музыка, мода и культура не могут быть объяснены посредством логики и здравого смысла. Один из учеников Майоля, Арно Брекер (1900-91), стал ведущим скульптором нацистской Германии.
Наследие
Его музой и любимой моделью была Дина Верни, которой он завещал все свое состояние и коллекции. Она открыла галерею, ставшую впоследствии музеем Майоля.
Выдающийся художник и скульптор погиб в 1944 году в автомобильной аварии. Большие коллекции его работ хранятся в Париже, в музее Майоля и в музее Орсе. Его фигурные бронзы считаются предшественниками значительного упрощения в искусстве Альберто Джакометти и Генри Мура.