27-12-2018 14:47

Синташтинская культура: история изучения, археологические находки

В период от середины до позднего бронзового века в степях к юго-востоку от Урала на территории России обитали сообщества, которые овладели производством металлов. Они хоронили своих воинов на лошадях. У них появились самые ранние образцы боевых колесниц, имевших колеса со спицами.

Название археологической культуры

Ученые не знают, как они себя называли, потому что после них не осталось никаких письменных текстов, но их археологическая культура широко известна как Синташта. Это название было дано в честь реки возле одного из их основных поселений, которое представляло собой сложный укрепленный город.

Епископ Диомид Анадырский и ЧукотскийВам будет интересно:Епископ Диомид Анадырский и Чукотский

Его также описывают как древний металлургический промышленный центр. Еще одно из хорошо известных подобного рода поселений, очень похожих на эту культуру, - Аркаим. И Синташта, возможно, одна из самых развитых древних культур, когда-либо обнаруженных археологами. Также общепринятой высокоразвитой культурой считается протоиндо-иранская, являющаяся лингвистическим предком множества современных народов Азии, включая индоариев и персов.

место расположения Синташты

Особенности

Епископ Диомид Анадырский и ЧукотскийВам будет интересно:Епископ Диомид Анадырский и Чукотский

Синташтинская культура, также известная как синташтинско-петровская, или синташта-аркаимская, является археологическим памятником бронзового века северной евразийской степи на границах Восточной Европы и Центральной Азии, датируемым периодом 2100–1800 гг. до н. э. Древняя культура названа в честь Синташтинского поселения в Челябинской области в России.

Она считается "прародительницей" технологии обработки металлов, которая распространилась по всему Старому Свету и сыграла важную роль в древнем военном искусстве. Самые ранние известные колесницы были найдены в погребениях синташтинских курганов. Отличительной чертой также является интенсивность добычи меди и бронзовой металлургии, что необычно для степной культуры.

Исследования

Из-за сложности идентификации останков мест Синташты под захоронениями более поздних поселений культуру только недавно начали отличать от андроновской. В настоящее время она признана отдельным субъектом, входящим в «горизонт Андроново».

Основная гипотеза, основанная на археологических данных и сообщениях о Синташта, заключается в том, что она в основном происходит от более западной и воинственной культуры Абашево, которая занимала большую часть лесостепи к северу от Черного и Каспийского морей. В свою очередь, Абашево обычно описывают как восточное ответвление культуры позднего неолита шнуровой керамики, которая обычно считается первой индоевропейской археологической культурой в Северной Европе.

Выставка декоративно-прикладного творчества: фото с описаниемВам будет интересно:Выставка декоративно-прикладного творчества: фото с описанием

представители синташтинской культуры, реконструкция

Генетические связи

Более того, многие древние и современные жители Южной и Центральной Азии, особенно те, которые отождествляются с индоиранскими языками или говорят на них, по-видимому, связаны с основным кластером Синташта, образуя почти идеальный клин между ним и вероятными представителями диаспоры долины Инда, у которых не обнаружено никаких признаков степного происхождения.

Это соответствует смешанным моделям, основанным на формальной статистике. Последняя показывает значительное сходство, связанное с группой индо-иранцев, и высокие частоты Y-гаплогруппы R1a-Z93 как в этой культуре, так и во многих индо-иранских языковых популяциях.

Некоторые из образцов памятников Синташтинской культуры были отделены от основного кластера: у них есть признаки происхождения, связанные с мезолитическими и неолитическими культурами Восточной Европы и/или Западной Сибири.

Это особенно верно в отношении лиц, принадлежащих к Y-гаплогруппе Q. Однако это не противоречит археологическим данным, которые предполагают, что сообщество Синташта, возможно, было многокультурным и многоязычным. Действительно, на основании данных исторической лингвистики общепризнано, что в Северной Евразии были довольно интенсивные контакты между носителями протоиндо-иранского, протоуральского и енисейского языков.

Таким образом, кажется, что не так много осталось возможностей для дискуссий, потому что древняя ДНК, казалось бы, поддержала наиболее широко принятые гипотезы о происхождении и истории Синташты и ее людей, и их идентифицируют в основном как протоиндо-ираноговорящих.

Однако выборка из культурного захоронения Среднего Стога II в северно-понтийской степи, на территории, которая сейчас является Восточной Украиной, несколько усложнила ситуацию. Этот индивид, известный как Ukraine Eneolithic I6561, не только очень сильно связан с наиболее типичными образцами археологии Синташты, но также принадлежит к Y-гаплогруппе R1a-Z93. С другой стороны, ни один из CWC, оставшихся секвенированными до настоящего времени, не относится к этому конкретному субзахоронению R1a (хотя, очевидно, они принадлежат множеству близких и дальних связанных субзахоронений R1a).

Выставка декоративно-прикладного творчества: фото с описаниемВам будет интересно:Выставка декоративно-прикладного творчества: фото с описанием

Ранее не было версий, что Синташтинская культура могла происходить от Среднего Стога II вместо Абашево. И неудивительно, потому что Средний Стог II еще не был обнаружен, когда в археологических отчетах появились данные о ней.

Тем не менее факты, которые указывают на то, что из степей Восточной Украины и окрестностей может происходить R1a-Z93 от Среднего Стога до периода Синташты, могут привести к тому, что древняя ДНК вполне могла бы вызвать серьезное переосмысление того, как возникла эта удивительная культура.

синташтинское захоронение

Поиск предков

Согласно генетическому исследованию, проведенному в 2015 году, особи Синташтинской культуры и ее потомки, представители андроновской культуры, произошли, по крайней мере частично, от населения культуры шнуровой керамики. Этот вывод основан на генетическом сходстве индивидов Синташты с представителями из этой культуры, так как у обеих была выявлена относительно высокая доля предков, произошедших от ранних фермеров Центральной Европы. Обе они заметно отличаются по такому происхождению от населения Ямной Культуры и большинства особей Полтавской культуры, предшествовавших Синташте в том же географическом регионе.

Происхождение и распространение

Согласно последним исследованиям памятников истории Синташтинской культуры, она возникла в результате взаимодействия двух предшествующих культур - Полтавской и Абашевской.

Непосредственным предшественником в Урало-Тобольской степи была Полтавская культура - ответвление скотоводческого ямного горизонта, который переместился на восток в период между 2800 и 2600 гг. Несколько синташтинских городов были построены над более старыми полтавскими поселениями или рядом с их кладбищами, и их мотивы распространены на синташтинской керамике.

синташтинская керамика

Развитие

Синташтинская материальная культура также демонстрирует влияние поздней Абашевской, происходящей из Фатьяново-Балановской культуры. Это подтверждают находки, состоящие из посуды, из поселений в лесостепной зоне к северу от Синташтинского региона, которые также были преимущественно скотоводческими.

Ученые обнаружили тесную аутосомно-генетическую связь между народами культуры шнуровой керамики и Синташты. Она предполагает сходные ДНК обоих и может означать, что произошло это непосредственно от миграции первых на восток.

Первые поселения Синташта появились около 2100 г. до н. э. во время периода изменения климата, когда и без того засушливый казахский степной регион стал еще более холодным и сухим. Болотистые низменности вокруг рек Урал и Тобол, которые раньше считались зимними убежищами, становились все более важными для выживания. Под этим давлением и полтавские, и абашевские пастухи постоянно поселялись в опорных пунктах долины реки, избегая менее защищенных мест на вершине холма.

захоронение с колесницами

Межгрупповые противостояния и войны

Культура Абашево уже была отмечена эндемической межплеменной войной, усиленной экологическим стрессом и конкуренцией за ресурсы в синташтинский период, что привело к строительству фортификационных сооружений в беспрецедентных масштабах и инновациях в военной технике, таким как изобретение военной колесницы.

Усиление конкуренции между племенными группами может также объяснить экстравагантные жертвы, наблюдаемые в погребениях Синташты, поскольку конкуренты стремились превзойти друг друга в действиях заметного потребления, аналогичных североамериканской традиции потча. Типы артефактов Синташты, такие как наконечники копий, трехглавые наконечники стрел, зубила и большие оси шахтного отверстия, были заимствованы на востоке.

Многие могилы Синташты снабжены оружием, хотя сложный лук, связанный позже с колесницей, не появляется. На площадках также были найдены предметы из рога и кости, которые интерпретируются как детали (ручки, упоры для стрел, наконечники, петли для струн) для луков. Нет никаких указаний на то, что изгибающиеся части этих луков содержали что-либо кроме дерева.

Также встречаются наконечники стрел, сделанные из камня или кости, а не из металла. Эти стрелы короткие, длиной 50–70 см, и сами луки, возможно, были соответственно также небольшими.

поселение Аркаим

Производство металла

Синташтинская экономика вращалась вокруг металлургии меди. Медные руды из близлежащих рудников (таких, как Воровская Яма) доставлялись в поселения для переработки в медь и мышьяковую бронзу. Это производство имело промышленный масштаб: во всех раскопанных зданиях на площадках этой культуры в Синташте, Аркаиме и Устье находились остатки плавильных печей и шлака.

Большая часть этого металла предназначалась для экспорта в города Бактрийско-Маргианского археологического комплекса (БМАК) в Центральной Азии. Торговля металлом между Синташтой и БМАК впервые соединила степной регион с древними городскими цивилизациями Ближнего Востока: империи и города-государства Ирана и Месопотамии обеспечили почти бездонный рынок для металлов. Эти торговые пути позже стали средством, с помощью которого лошади, колесницы и в конечном итоге индо-говорящие люди попадали из степей на Ближний Восток.

Этническая и языковая идентичность

Считается, что люди Синташтинской культуры говорили на праиндо-иранском языке, предке индоиранской языковой семьи. Эта идентификация основана главным образом на сходствах между разделами Ригведы, индийского религиозного текста, который включает древние индоиранские гимны, записанные на ведическом санскрите, с погребальными ритуалами культуры Синташта, обнаруженными археологами.

Однако существует лингвистическое подтверждение списка общего словаря между финно-угорским и индоиранским языками. Хотя его происхождение как креола разных племен в уральском регионе может обуславливать неточность приписывания Синташтинской культуре исключительно индоиранской этнической принадлежности. Интерпретация ее как смеси двух культур с двумя разными языками является разумной гипотезой, основанной на имеющихся доказательствах.

реконструкция поселения

Поселение

Основные памятники Синташтинской археологии относятся к укрепленному комплексу – городищу, Большому кургану и грунтовому могильнику. Кроме них комплекс состоит также из малого грунтового могильника, в центре которого находится ритуальное сооружение; малого кургана, диаметр которого составляет 16 м, высота – 0, 4 м; комплекса грунтовых и курганных захоронений.

Возраст (около четырех тысяч лет) установлен благодаря найденным захоронениям и различным находкам.



Источник