Барьер входа на рынок представляет собой преграду, которое предприятие обязано преодолеть, чтобы войти в определенную сферу. Также данное явление представляет источник ценового контроля и власти, благодаря которому отдельная фирма может спокойно поднимать цены, не теряя при этом своих клиентов. Такие барьеры входа на отраслевой рынок обусловлены рядом факторов. С ними можно ознакомиться в этой статье.
Определение
Многие ученые смотрят на описываемое понятие по-разному. Так, барьер входа на рынок:
- По Стиглеру: «Цена производства, которую должна заплатить компания, стремящаяся войти на рынок; не обязаны платить субъекты, что уже на нем представлены»;
- Фишеру: «То, что мешает входу предприятия, когда сфера весьма прибыльная и социально значимая»;
- Бэйну: «Нечто, что позволяет уже работающим фирмам получать доходы выше среднего уровня, не боясь конкурентов».
Вам будет интересно:Экономика Бельгии: описание, основные направления, тенденции развития
Суммируя высказывания, можно отметить, что барьерами входа на рынок являются объективные или субъективные факторы, препятствующие новым компаниям вести прибыльную деятельность на рынке. Подобные преграды помогают фирмам-лидерам поднимать цены и получать экономическую выгоду в долгосрочной перспективе. Если же таких барьеров нет, то каждый представитель отрасли вынужден учитывать фактическую или потенциальную конкуренцию.
Классификация отраслей
Вам будет интересно:Международное разделение труда: формы развития, виды, основные факторы и применение
Ранее упомянутый Джо Бэйн (американский экономист) исследовал данное понятие глубже. Ученый предложил собственную классификацию отраслей зависимо от высоты барьера входа на рынок:
Дабы конкретнее разобраться в видах барьеров входа на рынок, необходимо обратить внимание на второй и третий типы отрасли. В целом различают две разновидности: нестратегические (структурные) и стратегические (создаваемые самыми фирмами).
Административные барьеры
Административным барьером входа на рынок являются установленные решением правительственных органов правила и рекомендации, что собой представляют определенные условия ведения деятельности, налоги и другие обязательные платежи. Подобные преграды формируются при следующих обстоятельствах:
- регулировка и управление доступом к ресурсной базе и правам собственности на отдельно взятые ресурсы (уставные документы, регистрация предприятия, аренда или покупка помещения, лизинг или кредит, пр.);
- регулирование получения разрешения на осуществление необходимой деятельности (сертификация, стандартизация, товарные знаки, нормы и нормативы);
- текущее ведение хозяйственной деятельности (разного рода санкции и штрафы, проведение дополнительного контроля и аудита, получение льгот и т.д.).
Правительственные барьеры несут за собой ряд последствий, что крайне негативно влияют на экономику государства. Во-первых, они провоцируют серьезные экономические потери (рост цен или непроизводство валового продукта). Во-вторых, чиновники и работающие с ними частные структуры в сфере установления барьеров получают систематические распределительные преимущества.
Институциональные преграды
Институциональные барьеры входа и выхода на рынок – одни из наиболее существенных преград для начала бизнеса и его логичного продолжения. В качестве входных барьеров выступают:
- система лицензирования компаний;
- государственный контроль ценообразования;
- правительственный мониторинг уровня доходности.
Что касается препятствий для выхода, то тут следует отметить:
- затраты, которые понесут владельцы фирмы;
- сложности ликвидации бизнеса.
Помимо этого, негибкая и достаточно жесткая система выхода из рынка выступает фактором страха войти в отрасль. Таким образом уменьшается количество участников, растет монополия и страдает экономика как на локальном, так и на глобальном уровне.
Социально-экономические факторы
Социально-экономический барьер входа на рынок в первую очередь характеризуется насыщенностью отрасли товаром и платежеспособностью потребителей. Если же рынок перенасыщен продуктом или покупатели не способны приобрести его, то сразу возникает вопрос, а стоит ли вообще входить на эту отрасль?
Но стоит отметить, что подобные барьеры характерны исключительно для стран с развитой экономикой. Дабы стимулировать конкуренцию, развивающиеся государства должны дать место для функционирования иностранных конкурентов.
Также к барьерам социально-экономического характера относятся первоначальные инвестиции. Здесь речь идет об освоении рынка, стоимости строительных работ, затраты на научные разработки или другие патенты, поиск и подготовка сотрудников и другое.
Стратегические барьеры
Стратегические барьеры входа на рынок создаются самими компаниями и их поведением по отношению к конкурентам или потенциальным соперникам. Среди них можно выделить:
- сберегающие инновации;
- договоренности с поставщиками на долгосрочной основе;
- лицензии на определенный вид деятельности и другие ограничения;
- увеличение затрат на маркетинг и НИОКР.
Помимо этого, барьеры проявляются в ценовой и сбытовой политике, которые формируются представителями отрасли. Компании, уже достаточно долго присутствующие на рынке, установили доверительные отношения с поставщиками, покупателями, конкурентами и другими контактными аудиториями.
Барьеры для физических лиц
Что касается данного вида, то здесь присутствуют все ранее описанные барьеры. Следует еще добавить особые преграды:
- образование;
- лицензирование;
- квота.
Особо важным является первый барьер. В отличии от предыдущих, уровень квалификации и умственные способности бизнесмена помогают пропустить на рынок только достойных предпринимателей и не впустить обыкновенных «халявщиков».
Выходные барьеры
Конкурентная борьба ожесточается в тех сферах, в которых выход не допускается, поскольку затраты на переход в другую отрасль или ликвидация бизнеса требуют высоких затрат. Так, сохраняются монополии, держится стабильно низкая или вовсе отрицательная рентабельность, расходы достигают своего критического максимума.
Среди выходных преград фигурируют:
- списание крупных инвестиций;
- страх потери своего имиджа и популярности среди клиентуры;
- честолюбие управленцев;
- вмешательство государственных органов власти;
- оппозиция со стороны профсоюзов;
- непонимание и протесты контактных аудиторий.
Барьеры выхода несут не только социальный или политический подтекст, они могут быть наполнены и эмоциональной нерассудительностью, и человеческими страхами. В таком случае необходимо иметь рациональных менеджеров или помощников, которые помогут направить руководителей в правильное русло.