27-12-2018 13:46

Архитектор Леонидов Иван Ильич: дата рождения, биография, проекты и архитектурный стиль

Архитектор Леонидов - известный представитель русского авангарда. Его творчество пришлось на советский период, когда идеи, которые он предлагал, оказались весьма востребованными. Мастер так называемой "бумажной архитектуры" и конструктивизма оставил яркий и заметный след в этом направлении искусства.

Детство и юность

Архитектор Леонидов родился 9 февраля 1902 года. Он появился на свет на хуторе Власиха на территории Тверской губернии. После четырех классов сельской школы некоторые время был учеником деревенского иконописца, со временем начал регулярно выезжать в Петроград на заработки.

Сыроед Алексей Мартынов: биография, секреты здоровьяВам будет интересно:Сыроед Алексей Мартынов: биография, секреты здоровья

В 1921 году Иван Ильич Леонидов становится студентом живописного факультета ВХУТЕМАСА. Со временем он переводится в мастерскую Веснина, где начинает обучаться непосредственно живописи.

В начале карьеры

Проекты архитектора Леонидова

Активное участие в конкурсах архитектор Иван Леонидов принимает уже с 1925 года. Неоднократно его работы были удостоены премий и наград. К ним можно отнести проект крестьянской избы, университета в Минске, жилых домов в Иваново-Вознесенске, а также типовых рабочих клубов.

Игорь Рудник: биография, творческая деятельность, личная жизнь и фотоВам будет интересно:Игорь Рудник: биография, творческая деятельность, личная жизнь и фото

Учась в вузе, герой нашей статьи начинает принимать активное участие в творческом объединении конструктивистов ОСА, печатается в их журнале. К тому времени когда Леонидов окончил ВХУТЕМАС, конструктивизм был в непростом положении. Главной угрозой стала вероятность возникновения формально-стилистических штампов.

Только во второй половине 20-х годов советские архитекторы сумели уйти от опасных тенденций, внеся существенный вклад в проблему формообразования, а также в связанные с этим отношения к объемно-пространственной композиции. Активное участие в решении этих вопросов принимал архитектор Леонидов.

Институт Ленина

В развитии конструктивизма большую роль сыграл и герой нашей статьи. Дипломный проект архитектора Леонидова был посвящен институту Ленина в столице. На суд публике его представили в 1927 году. Решение, предложенное Иваном при проектировании аудитории, было очень необычным. Он предложил сделать ее в форме огромного шара, приподнятого над поверхностью земли на металлических конструкциях.

Актер, композитор и сценарист Пол Уильямс: проекты, сведения, биографияВам будет интересно:Актер, композитор и сценарист Пол Уильямс: проекты, сведения, биография

Рядом с главной аудиторией, по проекту архитектора Леонидова, должен был располагаться вертикальный параллелепипед для хранения литературы. Именно в этих идеях впервые ярко было выражено новаторское понимание Иваном Ильичом принципов постройки современного города, а также организации его элементов в пространстве.

Архитектурный ансамбль Леонидов рассматривал в виде группы зданий, композиционно занимающих определенную часть пространства, которые в данной ситуации играет объединяющую, а не подчиненную роль. Связь с природой для него была очевидной не только в учете окружающей растительности и рельефа, но и при взаимодействии самого здания с пространством.

При создании проекта этого учебного заведения архитектор Леонидов проявил такую особенность своего творчества, как стремление в любом элементе выявить художественные возможности, насколько бы лаконичной ни была сама форма здания. Такое отношение к геометрическим объемам с его стороны было новаторским, способствовало поиску нового архитектурного облика. Большое значение имело и то, что при создании объемно-пространственных композиций архитектор Иван Леонидов опирался на последние достижения современной ему техники, стремился максимально улучшать качественные возможности конструкций и любых элементов.

На пике возможностей

Считается, что самым плодотворным и напряженным в творческом плане для Леонидова стал временной отрезок с 1927 по 1930 годы. В этот период он принимает непосредственное участие в работе ОСА, постоянно дискутирует, отстаивает свою точку зрения.

К этому времени относятся многие известные работы Ивана Ильича Леонидова: проекты памятника Колумбу в Санто-Доминго, Дворца культуры, Дома промышленности и кинофабрики в Москве, Дома правительства в Алма-Ате, социалистического расселения на территории Магнитогорска.

Клуб имени Зуева

Его основной научной работой становится проект клуба принципиально нового социального типа. С ней он выступает на съезде ОСА в 1929 году. Он проектирует масштабный клубный комплекс, который в его представлении становится центром обычной и повседневной жизни общества, а не парадным ансамблем, каким его делали многие до него.

Разработанный им тип клуба принципиально отличался от тех, что массово строились в то время. Леонидов настаивал на необходимости создавать крупные клубные комплексы, которые бы состояли из отдельных пространств. Между собой они должны были быть связаны зданиями универсального и специализированного назначения. По своей программе такой клуб, по сути, становится культурно-парковым комплексом. Он включал в себя универсальный зал, ботанический сад, лаборатории, библиотеку, спортплощадки, парк, павильон для малышей. Вся композиция при этом проектировалась максимально свободно и широко.

При создании проекта кинофабрики Леонидов представил множество вариаций пространственно-объемной композиции. За счет этого сложилась редкая для его произведений живописность и сложность планировок.

В международном конкурсе, представляя памятник Колумбу, Леонидов отказался от стандартных приемов при создании монумента. Его проект был насквозь пронизан идеей общности целей человечества в осуществлении прогресса и интернационализма. Работа архитектора Леонидова над памятником Колумбу послужила основой для создания проекта мирового научно-культурного центра. В нем он предлагал поместить обсерваторию, институт межпланетных сообщений, зал для всемирных научных съездов, аэропорт, телецентр и многое другое. При этом сердцем комплекса должен был стать музей, посвященный как раз Колумбу. Предполагалось, что у его будет стеклянное покрытие, а вместо стен изоляции в виде воздушных струй.

Проекты Дома промышленности и "Центрсоюза" стали одними из первых конторских зданий, выполненных в виде характерных прямоугольных призм с глухими фасадами с торца и стеклянными стенами на продольной стороне. Получившиеся параллелепипеды осваивали пространственное богатство за счет вынесенных шахт лифтов и пристроек, которые примыкали к основному зданию.

Проект Магнитогорска

При социалистическом расселении Магнитогорска Леонидов выступил в качестве градостроителя. Он представлял, что новый город не будет иметь так называемых улиц-коридоров. Он предлагал свой вариант города-линии, подобные проекты в то время уже разрабатывались и некоторыми другими архитекторами. В его представлении Магнитогорск должен был развиваться вдоль четырех магистралей, которые отходили бы от производственной зоны.

Город-линия состоял из полосы жилых кварталов, которые чередовались с учебными заведениями для детей. По сторонам должны были разместиться спортивные зоны, общественные сооружения и парки. Пассажирским и грузовым магистралям место отводилось на периферии. Сам город при этом как бы врезался в зеленый массив.

Наконец, еще одним ярким проектом в этот творческий период был Дворец культуры в Пролетарском районе столицы. Снова отойдя от условий конкурса, он уделил основное внимание разработке организации жилого "культурного" района, продолжая развивать свою идею нового социального типа клуба. Его дворец культуры был попыткой найти место новой структуре в единой системе целого жилого района. Принимая во внимание условия повышающегося темпа современной жизни, архитектор считал обоснованным создавать культурный комплекс в виде масштабного оазиса, который был бы изолирован от городского шума, чтобы человек мог получить психологическую разрядку после напряженного трудового дня.

При этом саму территорию дворца культуры он условно делил на четыре зоны - физкультурную, научно-исследовательскую, зону массовых действий и демонстрационное поле. Для каждого из этих секторов были разработаны особые типы зданий и рациональная планировка. Например, спортивный зал должен был быть в форме пирамиды, покрыт стеклянными полусферами с передвижными сценами.

Проект этого здания архитектора И. И. Леонидова стал поводом для ожесточенных дискуссий, которые были посвящены как судьбе самого клуба, так и проблемам советской архитектуры в целом.

Работа в 30-е годы

Дом Наркомтяжпрома

В 30-е годы герой нашей статьи трудится в нескольких проектных организациях. В частности, занимается застройкой и планировкой Игарки, разрабатывает проекты реконструкции Москвы, Площади Серпуховской заставы, клуба газеты "Правда", трудится над реконструкцией сада "Эрмитаж".

В 30-е годы в биографии Ивана Ильича Леонидова складывается достаточно успешно. Именно в этот период он создает одну из своих лучших работ - конкурсный проект дома Наркомтяжпрома, который должен был появиться на Красной площади столицы. У героя нашей статьи получилась оригинальная пространственная композиция из трех стеклянных башен, которые отличались по высоте, плану и силуэту. Между собой они объединялись стилобатом на уровне первых этажей. Особенный интерес в то время представлял его подход к масштабному современному сооружению, которое должны было соседствовать с архитектурными ансамблями прошлого.

По свой структуре вся архитектура Ивана Ильича Леонидова, в том числе эта работа, имела глубинную связь с принципами построения комплексов, расположенных поблизости колокольни Ивана Великого и собора Василия Блаженного.

Во второй половине 30-х годов герой нашей статьи трудится над жилым комплексом "Ключики", который должен был появиться в районе Нижнего Тагила, поселком Усолье на Урале, пионерским лагерем "Артек". Один из масштабных проектов этого периода - величественная лестница на территории санатория в Кисловодске.

Выход из кризиса

Проекты Леонидова

В 40-х Леонидов оказывается в творческом кризисе, который усугубляется из-за начавшейся Великой Отечественной войны. Справиться с ним ему удается только в послевоенные годы.

В 50-е фото архитектора Ивана Леонидова было уже всем хорошо известны, а дошедшие до нашего времени его проекты свидетельствуют о начале нового творческого подъема. Большинство из них не были проработаны окончательно, остались только в виде эскизных набросков. В частности, он создает эскизы здания Организации Объединенных Наций, "Города Солнца", Дворца Советов, многих других масштабных сооружений.

В то время в сфере формообразования в архитектуре начинаются достаточно сложные и противоречивые процессы. В первую очередь, они были связаны с отказом большинства творцов от традиций функционализма, в котором применялись бы самые простые геометрические формы. Взгляды на эти проблемы менялись, пересматривались эстетические идеалы, в самой архитектуре появилось много криволинейных и сложных форм.

Новые формы в архитектуре

Работы Леонидова

Леонидов, в отличие от многих своих коллег, которые в 50-е годы резко перешли от простых геометрических форм к криволинейным, находился в творческом поиске. Он не стал отвергать традиции, существовавшие в 20-е годы. При этом рассматривал их как базис новой архитектуры, на котором должна основываться и развиваться современная техника и принципиально новые эстетические идеалы.

Если в 20-30-е годы Леонидов сам использовал кривые второго порядка в своих работах наряду со сферическими и прямоугольными формами, то в 40-50-е годы он находит им самое широкое применение. Важно при этом заметить, что при переходе от масштаба здания к масштабу города ключевую роль в объемно-пространственной композиции он уделял шатрообразным формам. Их он подчинял сводчатым и прямоугольным объемам.

Ему удалось, как и в конце 20-х годов, во многом предвосхитить процессы, происходившие в формообразовании. Например, появление тех самых шатрообразных форм. Стоит признать, что он на уровне инстинктов ощущал взаимосвязь между масштабами сооружения и архитектурной формой.

Труды

Архитектор Иван Леонидов

В то время герой нашей статьи был уже настоящим мэтром, фото Ивана Ильича Леонидова было хорошо известно современникам, но при этом объем оставленных им трудов оказался невелик. Ни один из своих значимых проектов ему так и не удалось воплотить в жизнь.

Все они стали своеобразными теоретическими декларациями, которые были сформулированы языком архитектуры. В своих работах Леонидов постоянно находился в поиске новых типов зданий, прежде всего, в социальном отношении. Стремился решать принципиальные и действительно важные градостроительные проблемы. В своих проектах он концентрировал теоретические разработки. Каждый из них при этом становился настоящим событием в архитектурной жизни. Многих его коллег заставлял по-новому взглянуть на те или иные проблемы.

Леонидову удавалось доводить свои теоретические разработки до уровня поисковых и экспериментальных проектов. При этом он стремился сохранить общезначимые идеи, многие работы максимально детализировал. В этом заключалось основное своеобразие его творчества.

Значение личности

Иван Леонидов на граффити в Москве

Значение личности архитектора сложно недооценить. Он внес неоценимый вклад в развитие советской архитектуры в 20-е годы.

Это был настоящий зодчий с незаурядным талантом, создававший работы, в которых прослеживались тенденции в развитии архитектуры на много лет вперед.

Главным в его творчестве стало переосмысление социальной сущности зданий.

Леонидов умер в 1959 году в возрасте 57 лет. Он замертво упал на лестнице столичного Военторга от острой сердечной недостаточности. На его могиле, на кладбище в селе Середниково, установлен памятник в форме куба.



Источник