- Николай Яковлевич Данилевский: начало жизненного пути
- Дальнейшая жизнь
- Учение Фурье
- Немного о Петрашевском
- Данилевский и петрашевцы
- Жизнь в Поволжье
- Последующая жизнь и финальные годы
- Основные идеи Николая Яковлевича Данилевского
- Панславистское направление: что к чему да почему
- Данилевский и славяне
- Россия и Европа глазами Данилевского
- О культурно-исторических типах начистоту
- Список трудов Данилевского
- Любопытные выдержки
- Современники о Данилевском
- Интересные факты
Для людей, имеющих отношение к социологии, культурологии, философии, имя Николая Данилевского, известного ученого в данных областях, не пустой звук. Этот человек немало сделал для развития науки и достоин того, чтобы о его жизни, основных идеях и трудах знало как можно больше людей.
Николай Яковлевич Данилевский: начало жизненного пути
Будущий воитель панславистской идеологии (идеи о том, чтобы объединить все славянские страны, во главе которых встанет Россия с царем на троне; подробнее об этом речь пойдет далее) появился на свет в нынешней Липецкой области, а тогда - Орловской губернии, в одном из старинных сел. Это счастливое для его семьи событие произошло 10 декабря 1822 года (по старому стилю - 28 ноября). Отец маленького Коленьки был военным (впоследствии дослужился даже до генерала), мать происходила из давнего и довольно крупного дворянского мелкопоместного рода; именно в материнском имении Коле и повезло родиться.
Вам будет интересно:Ведическая философия: основы, период появления и особенности
Как это было принято в семьях подобного толка, сыну дали хорошее образование, стремясь развить его всесторонне, дабы он оказался подкованным во многих областях. Надо отметить здесь, что и сам юный Данилевский выказывал определенный интерес к обучению, демонстрируя большие способности и таланты с самых ранних лет. Посему совершенно неудивительно, что уже к четырнадцати годам Николай Данилевский владел тремя иностранными языками и одним древним - латынью. Он получал знания сначала в нескольких частных пансионах, затем - в лицее, а в 1836 году, как раз в четырнадцатилетнем возрасте, поступил в Царскосельский лицей (и даже лично видел там Пушкина, посетившего юбилейный вечер учреждения).
Дальнейшая жизнь
Если рассказывать подробно обо всей жизни ученого, не хватит и целой статьи, так что мы пробежимся по биографии Николая Яковлевича Данилевского кратко, обозначив основные вехи его пути.
После окончания Царскосельского лицея (это случилось четырьмя годами позднее, в 1842-м) за плечами у Данилевского оказалось сразу три университетских образования - филологическое, юридическое и историко-философское. Однако жадный до знаний Николай не удовольствовался этим, а отправился прямиком в Петербургский университет - в погоне за образованием по естественному профилю он поступил на естественное отделение физико-математического факультета. Окончив его, стал вдобавок ко всему еще и ботаником и намеревался даже защитить диссертацию, однако некоторые события помешали этому случиться (не будем пока что забегать вперед).
Учение Фурье
Вам будет интересно:Кто такие агностики и почему они отрицают возможность познания мира?
Будучи как раз студентом, Николай Яковлевич Данилевский познакомился с учением французского философа Франсуа Фурье и очень им заинтересовался - настолько, что проповедовал его среди своих соучеников и единомышленников. Дабы понимать причину этого интереса, кратко опишем суть системы Фурье.
Если говорить совсем коротко, Фурье был не просто социалистом, а утопистом. Еще в раннем детстве он обратил внимание на несовершенность мира и впоследствии, став взрослым, разработал модель идеального будущего жизненного уклада - гармоничного для всех, в полной мере раскрывающего все человеческие возможности. Будучи сыном торговца, Фурье с детства был вовлечен в мир рыночных отношений. Его поражало то, какой обман царит в этих кругах, как одни способны наживаться на других, и, имея от природы склонность гиперболизировать, эмоционально восприимчивый Фурье видел все человеческие отношения исключительно в рамках купли-продажи. Именно это он и собирался изменить. Буржуазный строй должен был уступить место строю гармонии, в котором процветали бы трудовые ассоциации - или, по Фурье, фаланги. Для членов этих фаланг Фурье были предусмотрены специальные места отдыха, жизни и труда (три в одном) - фаланстеры. Фурье верил, что если найдется спонсор, желающий построить на свои средства фаланстер, то подобное преобразование можно будет осуществить без смены общего государственного строя. Впрочем, богач-альтруист так и не нашелся при жизни самого Фурье, однако нашлось очень много последователей утописта, разделявших его взгляды и пропагандировавших их в массы. Среди них был и тогдашний студент Николай Данилевский.
Немного о Петрашевском
Еще немного отступим от исследования биографии Николая Яковлевича Данилевского и поговорим о другом человеке - Михаиле Петрашевском, который самым непосредственным образом связан с интересующим нас ученым.
Вам будет интересно:Возможность и действительность в философии: сущность категорий
Михаил Васильевич Петрашевский являлся довольно известной и заметной фигурой своего времени. Он был всего на год старше Данилевского, но оказал на последнего огромное влияние. Так же как и Данилевский, обучался в Царскосельском лицее, но окончил его несколькими годами ранее. Затем получил образование юриста, работал в министерстве иностранных дел в качестве переводчика. У Петрашевского была огромная библиотека, в которой имелись разного рода книги - в том числе и запрещенные (по революционному движению, например). Петрашевский организовывал у себя дома так называемые встречи единомышленников, где высказывал свои идеи относительно освобождения крестьян вместе с землей и демократизации общественно-политического строя царской России.
Именно Петрашевский, будучи ярым приверженцем учения Фурье, познакомил с его теорией и "заразил" ею Данилевского, попавшего на собрание его кружка. Это был именно кружок, члены которого назывались, по фамилии своего лидера, петрашевцами. Кружок закончил свои дни в 1849 году, когда Петрашевский и еще несколько его сторонников были арестованы за подготовку народного восстания, приговорены сначала к смерти, а затем вместо казни сосланы на каторгу.
Данилевский и петрашевцы
Как гласит биография Николая Данилевского, кратко познакомившись с учением Фурье и оказавшись его истинным почитателем, Николай Яковлевич очень сблизился на этой почве с Михаилом Петрашевским. А сблизившись, стал, разумеется, активным членом его кружка. На собраниях петрашевцев, как можно узнать из биографии Николая Данилевского, он частенько выступал с докладами по учению и идеям Фурье, выражал свои взгляды на них (разумеется, положительные).
Когда в 1849 году петрашевцев арестовали, Данилевский тоже оказался в списке задержанных. При этом в Петербурге его даже не было: как раз в тот период он направлялся на научную практику в Тульскую губернию. Однако практике не суждено было состояться - молодого человека арестовали и отконвоировали обратно в Петербург.
Как и многим другим, ему предъявили обвинение в поддержке Петрашевского и в членстве в его революционной группе. Пока шел суд, Данилевский сидел в камере. Сто дней потребовалось, чтобы следствие пришло к выводу: трактовка Данилевским идей Фурье не носила революционного характера, следовательно, к организации мятежа он непричастен. Его выпустили из тюрьмы, тем не менее наложив запрет на проживание в Петербурге. Так, согласно биографии Николая Данилевского, в жизни его появилась Вологда.
Жизнь в Поволжье
В Вологде Николай Яковлевич пробыл недолго - вскоре его перевели в Самару. Однако этот город сыграл существенную роль в жизни философа. Имеется сразу две причины, по которым Вологда, согласно биографии Николая Яковлевича Данилевского, занимает в его жизни особое место. Первой причиной стала Вера Беклемишева.
Познакомились молодые люди еще в 1843 году. Вера, вдова героя наполеоновской войны, была приятельницей сестры Николая Елены. Шесть лет длилась их дружба, а аккурат перед арестом Николай признался Вере в своих чувствах и получил от нее согласие выйти за него замуж. Лишь через три года Вера смогла приехать к Николаю в Вологду, где они, наконец, поженились.
Второй причиной, по которой такое большое значение отводится Вологде в биографии Николая Данилевского, стало знакомство с Павлом Межаковым. Это случилось уже после того, как на короткое время Николая Яковлевича перевели в Самару (он пробыл там меньше года). Межаков был губернским предводителем дворянства, заинтересовался многогранной подкованностью и эрудицией Данилевского и стал приглашать его к себе в гости, в село Никольское. В селе этом, в имении Межакова, был огромный парк с прудом и редкими породами деревьев. Все это крайне увлекало Данилевского как ботаника, он дал Межакову много ценных советов, присылал семена деревьев и растений. Так зародилась их дружба, которая впоследствии подарила Данилевскому новую любовь. Но не станем забегать вперед.
В 1853 году Николая Яковлевича перевели в канцелярию Самары. В этот приволжский городок он приехал вместе с молодой супругой, не ведая, что приезд этот обернется несчастьем. Именно в Самаре Вера подхватила холеру, которая унесла ее жизнь. Всего девять месяцев длилось семейное счастье - и вот он остался вдовцом.
Неизвестно, как бы дальше сложилась жизнь ученого и философа, если бы он остался в Самаре. Однако не будем забывать также о его дипломе ботаника - именно по причине подкованности в сфере естественных наук через некоторое время после приезда Данилевского и смерти Веры по распоряжению правительства Николай Яковлевич был отправлен в рыболовецкую экспедицию. Перед ним была поставлена определенная задача: изучить состояние рыболовства на Волге в целом и рыбных запасов в частности. Подобных экспедиций организовано было несколько - и не только на Волгу, но и на Каспийское и Белое моря, а также на север страны. Всего Данилевский участвовал в девяти таких вылазках, за время которых провел тщательное изучение всего водного состава европейской части России, за что и был награжден: во-первых, получил золотую медаль от Русского географического общества, во-вторых, вошел в число членов Совета министерства госимущества, где впоследствии принимал участие в разработке законов о контроле российского рыбного хозяйства.
Последующая жизнь и финальные годы
Вам будет интересно:Философ Франк: биография, личная жизнь, научные труды, философские учения
О дальнейших вехах в биографии Николая Яковлевича Данилевского кратко упомянем теперь и перейдем, наконец, к его идеям, учениям и философским мыслям.
Как уже было сказано выше, в Вологде состоялось знакомство Данилевского с Павлом Межаковым. У того была внучка Ольга, шестнадцатью годами моложе самого Данилевского. Это не помешало им увлечься друг другом (конечно, не сразу) - и через девять лет после смерти первой супруги Николай Яковлевич женился вторично. В том же году (1862) он впервые стал отцом: Ольга подарила ему дочь Веру (кроме нее, у Николая и Ольги родилось еще пятеро детей - Григорий, который скончался в семилетнем возрасте, Варвара, Николай, Сергей и Иван).
В 1863 году семья Данилевских уехала в Крым, жила в Мисхоре, двумя годами позднее приобрела имение во Мшатке. Там и похоронен философ и ученый, скончавшийся во время своей командировки к озеру Гохча (Севан). Это произошло 19 ноября 1885 года. Более сотни лет спустя, весной 1997 года, на могиле Данилевского был заложен фундамент для основания церкви Николая Чудотворца.
Основные идеи Николая Яковлевича Данилевского
Жизнеописание ученого изложено выше, теперь ничто не мешает нам перейти к рассмотрению научных, философских и прочих его воззрений.
Основные идеи Николая Данилевского описаны в главном его труде - работе "Россия и Европа" (к ней мы вернемся позже). Он рассуждает по поводу существования общечеловеческой единой цивилизации. Мысли его сводятся к тому, что таковой не было никогда и быть не может в принципе. Вместо нее же существуют отдельные культурно-исторические типы цивилизаций. Именно этому - данным типам - и посвящена, по большому счету, теория Николая Данилевского.
Так, ученый считал, что единый исторический мировой процесс - это все пустое. Вместо общечеловеческого развития существуют разные культурно-исторические типы, основанные на биологической модели – будучи ботаником, Данилевский, очевидно, не мог не обращаться к этой области знаний в любых вопросах. Он выделял всего одиннадцать различных культурно-исторических типов - отдельно мы рассмотрим их далее. Пока что скажем лишь, что философия Николая Данилевского основывалась на панславизме, посему неудивительно, что именно славянский культурно-исторический тип развития, выделенный им самим же, он и ставил во главу угла. Прежде чем двигаться далее, стоит посвятить пару строк разбору вопроса о том, что такое панславизм.
Панславистское направление: что к чему да почему
Идея о том, что все славянские народы должны объединиться на политическом уровне на основе языковой, культурной и этнической общности под лидерством русских, зародилась еще в начале восемнадцатого столетия. Причины его появления понятны - единство духа и национализм, которые росли и крепли в этнических группках, особенно после войны с Наполеоном. Историки, филологи, прочие ученые и представители интеллигенции активно занимались фольклором, искали в прошлом народов идентичные черты, стремились возродить национальные культуры и языки. А хорват Юрий Крижанич стал известен своей попыткой создать абсолютно новый общий язык для всех славянских народов. Он также написал трактат под названием "Политика", в котором первым заявил о том, что славянские народы освободятся от иностранного ига и образуют свое единое государство.
Впоследствии идеи панславизма приобрели два направления: пророссийское и антироссийское. К первому относились те, кто считал, что объединяться славяне должны под знаменами России (как мы помним, основные идеи Николая Яковлевича Данилевского заключались также именно в господстве русских над остальными). Ко второму - те, кто был против подобной мысли. Они, как правило, подразделялись на два лагеря - одни выступали за всеобщее славянское равенство (это направление позже назовут неославизмом), другие ратовали за лидерство возрожденной Польши. Интересный, кстати, факт: цвета российского флага - это цвета панславизма, принятые еще в далеком 1848 году.
Данилевский и славяне
Вернемся вновь к философскому направлению Николая Данилевского. Итак, он был панславистом. Что же именно, по его мнению, давало возможность славянам в целом и русским в частности править балом? Чтобы иметь возможность поговорить об этом, необходимо коснуться основного труда Николая Данилевского - во всяком случае, одного из них - работы "Россия и Европа".
Россия и Европа глазами Данилевского
Объемную свою книгу "Россия и Европа" Николай Яковлевич Данилевский выпустил в 1869-1871 годах в журнале "Заря". Завершена она была годом раньше, а трудился над ней ученый на протяжении аж четырех лет - с 1864 года. Именно в этой книге Данилевский излагает свою концепцию существования одиннадцати культурно-исторических типов (далее мы подробнее коснемся данного вопроса), выражает свое мнение по поводу общности исторического процесса и, наконец, затрагивает тему славянофильства и западничества. Об этом и поговорим далее.
Одной из ключевых идей Николая Данилевского в "России и Европе" (кстати, это укороченная версия названия работы, полная - в два раза длиннее: "Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому") является мысль о том, что у двух государственностей - европейской и славянской - различное происхождение, и именно на этом базируется утверждение о разных сущностях европейцев и славян, стран Европы и стран славянских народов. Однако здесь кроется и первое расхождение во взглядах славянофилов (по крайней мере, большинства) и самого Данилевского: последний особенно выделял Россию, считая, что у нее свой, особый путь развития. Кстати, в этом мнении, возможно, присутствуют отголоски позиции Франсуа Фурье, который также придерживался точки зрения, что наиболее сильными странами, способными "поглотить" соперников, являются Россия и Франция, и первая, вероятно, даже сильнее.
Вернемся же к разбору позиции Николая Яковлевича Данилевского. В "России и Европе" он пишет о той огромной роли, которую играют в формировании государства всевозможные внешние факторы - такие, например, как географическое положение, большие территориальные пространства, разные природно-климатические условия, различия в социально-экономическом развитии и так далее. Данилевский считал, что важнейшей целью Российского государства является охрана жизни, чести и свободы народа, при этом он полагал также, что в России велик фактор внешней опасности, а посему ей необходима строгая власть.
По мнению Данилевского, опасность эта неодинакова на всей территории страны (имеется в виду здесь не Россия, а в принципе любая страна) - где-то она меньше, где-то больше; и там, где больше, следует создать одно централизованное целое в политическом смысле; там же, где меньше, возможно ограничиться связанными федеративно отдельными частями. Что же касается именно России, то, поскольку, как упоминалось только что, Николай Яковлевич подчеркивал значительность внешнего фактора опасности, централизация ей была жизненно необходима. По мнению ученого, сохранять российскую государственность удавалось лишь представителям династии Рюриковичей, а после прекращения их правления государство распалось, однако пока жив инстинкт народного самосохранения, так присущий русским, жива и надежда на возрождение государственности.
Какой должна быть власть, по Данилевскому? Абсолютная монархия - вот что, как он считал, необходимо России. При этом она должна быть прочно связанной с религиозными традициями и догматами, поскольку отступление от этих норм влечет за собой смуту и раскол. Ни конституция, ни парламент в России недопустимы - это абсурд; что нужно, так это благотворный синтез охраны и либерализма, удачная комбинация реформ и сильной политика государства. Данилевский с жаром осуждал ограничение любой свободы, особенно из-за опаски разгорания революции. Он с горечью отмечал распространение западнических идей и запрещение славянофильских печатных изданий.
Пересказывать все воззрения Николая Данилевского было бы слишком долго и, наверное, безрассудно; в конце нашего материала мы приведем ряд наиболее интересных выдержек из обсуждаемой сейчас работы ученого. Особо увлеченным данной тематикой нелишним было бы и лично ознакомиться с трудом Данилевского - возможно, это и не самая легкая вещь для чтения, но при этом весьма любопытная. Скажем лишь, подводя итог текущему разделу, что Николай Яковлевич Данилевский верил в хорошее будущее России, был настроен оптимистично, считал, что свержение монархии и изменение политического строя страны в России невозможны. Не тот у русского народа характер, не тот менталитет - а чтобы он стал "тем", необходимы годы и даже столетия; редкие же волнения, колыхающие порой население, связаны, по убеждению Данилевского, со стремлением походить на Европу и проникновением в массы западнических идей.
О культурно-исторических типах начистоту
Рассмотрим теперь, что же такое, согласно Николаю Данилевскому, те самые пресловутые культурно-исторические типы. Он описал их, как мы помним, в своем труде "Россия и Европа". У каждого народа или близких по духу и языку народов, по мнению ученого, есть свои культурные, психологические, исторические и прочие факторы, которые определяют взгляды и сущность этого народа. Системой таких взглядов, сформированных под влиянием вышеперечисленных факторов, и является культурно-исторический тип. Данилевский называет его также "самобытной цивилизацией".
Вам будет интересно:Что такое объективизм? Это философия эгоиста или альтруиста?
Как мы уже упоминали выше, всего Николай Яковлевич выделил одиннадцать культурно-исторических типов. Один из них - славянский, который станет в дальнейшем новой славянской цивилизацией. Вслед за ним идет европейский, или романо-германский тип: именно его представители, согласно убеждениям ученого, развили естествознание. Остальные девять культурно-исторических типов - это: египетский, китайский, индийский, иранский, ассиро-вавилоно-финикийский (еще одно его наименование - древнесемитический или халдейский), аравийский (а он, напротив, новосемитический), римский, еврейский и греческий. Из них наибольший интерес представляют последние три типа, поскольку благодаря еврейскому культурно-историческому типу была развита религия, благодаря римскому - право и, наконец, благодаря греческому - искусство.
Все вышеперечисленные типы - так сказать, "живые", то есть существующие. Еще же два типа, по мнению Николая Яковлевича Данилевского, существовали ранее, но "почили в бозе", завершив путь своего развития. Это перуанский и мексиканский. Для того чтобы культурно-исторический тип, каждый из которых, кстати, на своем веку проходит три этапа - рост, цветение и плодоношение, - родился, жил и функционировал, необходимо два внешних фактора: языковое родство - раз, и политическая независимость - два.
Еще один интересный момент относительно культурно-исторических типов заключается в следующем. Данилевский называет их "положительными деятелями человечества", выделяя наряду с ними еще и отрицательных, а также так называемую периферию культурно-исторических типов. Это финны и кельты. Также немаловажным фактом является то, что любая самобытная цивилизация - система замкнутая, то есть от одного культурно-исторического типа к другому никакие традиции, знания и что бы то ни было еще передаваться не могут.
У культурной деятельности, по Николаю Данилевскому, есть четыре основы. Это религия, политика, собственно культура и экономика. Каждый из выделенных ученым культурно-исторических типов базируется на какой-то из данных основ: некоторые всего на одной, другие - сразу на четырех. Таким образом, можно говорить о существовании как одноосновных, двухосновных, трехосновных, так и четырехосновных культурно-исторических типов.
Так выглядит в кратком пересказе теория культурно-исторических типов Николая Яковлевича Данилевского. А теперь перейдем к изложению основных работ ученого.
Список трудов Данилевского
Данилевского, наверное, неправомерно называть плодовитым автором - он написал за всю свою жизнь не так уж и много. К основным трудам Николая Яковлевича Данилевского, помимо "России и Европы", можно отнести работу "Дарвинизм. Критическое исследование". Она была начата в 1879 году и обещала быть качественным исследованием, однако скоропостижная кончина автора помешала довести задуманное до логического завершения. Свет увидели лишь два первых тома. Отношение ученого к теории Дарвина было критическим, он не соглашался с нею, считая, что она упрощает проблему многообразия видов и форм.
Также среди трудов Николая Данилевского можно отметить много работ по геологии, политической экономике, народному хозяйству. Он писал, например, о климате Вологодской губернии и о движении российского населения, выпустил сборник статей различной тематики. А вот объемных книг у Николая Данилевского, кроме упомянутых выше, больше не выходило ни одной.
Любопытные выдержки
Ниже для беглого знакомства приведены несколько наиболее, на наш взгляд, интересных цитат Николая Данилевского из его труда о России и Европе.
В примере Малороссии, долго разъединенной с остальною Россией и добровольно соединившейся с нею после отвоевания своей независимости, видим мы доказательство, что не одно великорусское племя, как думают некоторые, одарено глубоким политическим тактом; и поэтому можем надеяться, что при случае такой же смысл и такт выкажут и другие славяне, добровольно признав после отвоевания своей независимости гегемонию России в союзе; ибо, в сущности, обстоятельства, в которых находилась Малороссия во времена Хмельницкого и западные славяне теперь, — весьма сходны. Народный энтузиазм, благоприятное стечение обстоятельств, гений предводителя, выдвинутого вперед народным движением, может быть, и могут доставить им независимость, как при Хмельницком, но сохранение ее, а главное, сохранение общего славянского характера жизни и культуры невозможно без тесного взаимного соединения с Россией...
...Защитники национальностей умолкают, коль скоро дело идет о защите русской народности, донельзя угнетаемой в западных губерниях, — так же точно, впрочем, как в деле босняков, болгар, сербов или черногорцев...
...Итак, для всякого славянина: русского, чеха, серба, хорвата, словенца, словака, болгара (желал бы прибавить и поляка), — после Бога и Его святой Церкви, — идея славянства должна быть высшею идеею, выше науки, выше свободы, выше просвещения, выше всякого земного блага, ибо ни одно из них для него недостижимо без ее осуществления…
...Удел России — удел счастливый: для увеличения своего могущества ей приходится не покорять, не угнетать, как всем представителям силы, жившим доселе на нашей земле: Македонии, Риму, арабам, монголам, государствам германо-романского мира, а освобождать и восстановлять…
...Борьба с Западом — единственное спасительное средство как для излечения наших русских культурных недугов, так и для развития общеславянских симпатий, для поглощения ими мелких раздоров между разными славянскими племенами и направлениями.
Современники о Данилевском
Последователь Николая Яковлевича, его ученик и единомышленник, верный друг и соратник Н. Страхов так отзывался о нем (и надо сказать, что мнение это разделяли многие):
Но, как ни прекрасны его труды, в нем самом было еще больше добра и света, чем в его трудах. Никто, знавший покойного, не мог не почувствовать чистоты его души, прямоты и твердости его характера, поразительной силы и ясности его ума. Не имея никаких притязаний, никакого желания выставиться, он всюду являлся, однако, как человек власть имущий, как скоро речь заходила о том, что он знал и любил. Патриотизм его был безграничный, но зоркий и неподкупный. Не было пятна не только на его душе, но и на самых помыслах. Ум его соединял чрезвычайную теоретическую силу с легкостию и точностию практических планов. В своих законодательных работах и умственных построениях он никогда не прибегал к помощи чужих образцов, был вполне самобытен. Для всех к нему близких с ним сошли в могилу незаменимые сокровища ума и души.
Интересные факты
Такова информация об ученом и философе Николае Данилевском и о его теориях.