Миф о вечном возвращении гласит о том, что все непременно возвращается. Именно поэтому каждый человек в ответе за свои поступки, ведь ему непременно все воздастся.
Концепция вечного возвращения Ницше является одной из основополагающих идей его философии. Автор использовал ее для того, чтобы обозначить высшую форму утверждения жизни.
Суть теории
К идее вечного возвращения Ницше пришел исходя из имеющихся у него двух потребностей. Первая из них являлась необходимостью в том, чтобы дать объяснение этому миру. Вторая – в необходимости его принятия.
Вам будет интересно:Советская философия: характеристика, основные направления, представители
Мыслью о создании теории вечного возвращения Ницше был охвачен настолько сильно, что он решил изложить ее не в обычном философском трактате, а в величественной дифирамбической поэме. Свой миф о вечном возвращении Ницше назвал «Так говорил Заратустра».
Время создания этой теории – февраль, а также июнь и начало июля 1883 г., когда автор работал в Рапалло, а также февраль 1884 г. – в это время Ницше находился в Сильсе. Созданное им произведение было новым и захватывающим. Причем основная часть этого труда описывала идеи вечного возвращения Ф. Ницше, в которых нашла свое утверждение и концепция Сверхчеловека. Автор ввел их в третьей части произведения.
Вам будет интересно:Цзюнь-цзы ("Благородный муж") в учении Конфуция
У создания теории вечного возвращения Ницше есть своя предыстория. В свое время немецким философом и экономистом Евгением Дюрингом была высказана мысль о том, что наша Вселенная вполне может оказаться комбинацией нескольких самых элементарных частиц. Все это наводило на мысль о том, что общий мировой процесс является неким калейдоскопом разумных комбинаций, имеющих свой предел. Следовательно, многочисленные перестройки системы непременно должны привести к получению такой Вселенной, которая будет идентичной уже имевшей место ранее. Другими словами, мировой процесс является не более чем циклическим повторением того, что уже случалось однажды.
В дальнейшем Дюринг опроверг свою гипотезу. Он высказал мысль о том, что количество комбинаций Вселенной уходит при подсчете в бесконечность.
Тем не менее подобная идея буквально поразила Ницше. И он на основе высказываний Дюринга стал полагать, что основу бытия составляет ограниченное количество биологических квантов силы. Эти элементы находятся по отношению друг к другу в постоянной борьбе, в результате которой и образуются их отдельные сочетания. И в связи с тем, что число квантов является величиной постоянной, время от времени должны возникать комбинации, которые уже имели место в прошлом. Таким образом и можно объяснить кратко вечное возвращение по Ницше.
Вам будет интересно:Неомарксизм - это... Основные идеи, представители, направления
По мнению автора этой идеи, существующее в реальности бытие не имеет смысла и цели. Оно повторяется вновь и вновь. Причем процесс этот неизбежен. И это бытие никогда не переходит в небытие. Вместе с этим повторяется и сам человек. Следовательно, в природе просто не существует небесной жизни, которую мы называем потусторонней. Каждое мгновение вечно, так как оно неизбежно возвратится. Таким образом и обосновал Ницше идею вечного возвращения. Свою мысль он сформулировал в 341 афоризме «Веселой науки». Изложил он ее в виде рассказа о неком демоне. Тот явился к мыслителю, находившемуся в уединении, и предложил ему осознать то, что жизнь последнего непременно повторится бесконечное число раз, и при этом до мельчайших подробностей. И здесь возникает вопрос об отношении к этой мысли. Шокирует ли она мыслителя? Проклянет ли тот вестника? А может, подобное сообщение он воспримет с благоговением, внутренне преобразившись от этого? Этот вопрос автор оставил открытым, не дав на него никакого ответа. Таковой и является теория вечного возвращения Ницше в кратком ее изложении.
Философские аспекты
Особенностью идеи вечного возвращения Ницше является ее внутренний противоречивый характер. Теория этого немецкого мыслителя содержит в себе взаимоисключающие друг друга и противоположные установки. Одновременно с этим при своем соединении все эти антонимические аспекты не принимают диалектического характера. Другими словами, синтеза и снятия противоречий в таком случае не происходит. Однако подобное является основной чертой философского стиля Ницше. И именно в идее о вечном возвращении эта специфическая черта ученого проявилась в полной своей мере.
Антропологический и космологический аспекты теории
Своей идеей вечного возвращения Ницше пытается осмыслить существование мира во времени, одновременно с этим занявшись определением новых ориентиров бытия человека. Именно поэтому данное учение Ницше можно отнести одновременно к нескольким сферам. А именно к онтологии, этике, космологии, а также к антропологии.
Так, с одной стороны, в этой теории автор ведет разговор о фундаментальных законах мироздания, утверждая, что все способно повториться бесчисленное число раз. С другой - Ницше сместил акценты с космологии и онтологии на человеческую экзистенцию, дав людям новое направление. Оно определяет знание не о существующем мире как таковом, а о способе существования в нем.
Вам будет интересно:Леонардо Бруни: биография, философия и основные идеи
Все это приводит к тому, что космологический аспект начинает указывать на бессмысленность жизни. Ведь в ней все повторяется, и никаких изменений не происходит. В вечности временного промежутка все остается таким, каким оно и было изначально.
Что касается антропологического аспекта, то он выступает неким «новым центром тяжести» человеческой экзистенции. Подобное направление должно указывать людям на то, что каждый раз они должны поступать таким образом, чтобы можно было желать бесконечного повторения любого мгновения своей жизни. И если в первом случае идея о вечном возвращении указывает на абсолютную бессмысленность бытия, то во втором, напротив, наделяет его всеобъемлющим смыслом и новизной.
В свою очередь, в идее Ницше можно наблюдать раздвоение онтологического аспекта на два антонимичных направления. Автор теории стремится не допустить метафизического и спекулятивного ее толкования. Он пытается выставить свое учение как естественнонаучный факт. Для этого ему приходится апеллировать к достижениям математики и физики того времени. Однако доказать теорию вечное возвращение Ницше с помощью точных наук невозможно. И автор, в конце концов, сам осознал это.
Метафизический и постметафизический аспекты теории
Споры об учении Ницше постоянно присутствовали в кругах ученых. Не утихают они и сегодня. Исследователям сложно определиться с единой точкой зрения о метафизическом аспекте теории.
Например, М. Хайдеггер, полагает, что учение Ницше имеет черты метафизики. Но по-другому быть просто не могло, ведь идея о вечном возвращении касается бытия. А это понятие всегда было и будет оставаться чисто метафизическим концептом.
Выход за эти границы возможен только в случае радикальной деонтологизации. И эти пути намечены самим Ф. Ницше. В его учении можно увидеть попытку вывода философии за рамки метафизического круга вопросов, рассматривающих бытие как таковое.
Однако подобная проблема до конца не решена. Причем идея вечного возвращения Ницше является одновременно не только метафизической, но и постметафизической. Ведь с одной стороны ее автором ставится вопрос о бытии в целом. При этом мыслитель рассуждает о тех вещах, которые значительно превосходят тот опыт, которым обладает человечество. Однако, с другой стороны, в законе вечного возвращения Ницше можно наблюдать радикальное поражение трансцендентного, которое является исконной и неотъемлемой сферой метафизики. При изложении своей теории автор перенес экзистенциальный и онтологический «центр тяжести» со сверхчувствительного и потустороннего на имманентное. При этом последнее понятие вовсе не играет у Ницше роль негатива трансцендентного.
Учение о вечном возвращении утверждает преобразование имманентного. Оно уже перестает осознаваться в качестве сферы одного лишь ограниченного, конечного, неистинного и кажущегося бытия. Учение раскрывает вечность в имманентном. При этом в нем вовсе не утрачивается и его временный характер. В связи с этим философию вечного возвращения Ф. Ницше трактовать как «перевернутый платонизм» неверно. Автор идеи стирает грани между временным и вневременным, конечным и бесконечным, имманентным и трансцендентным.
Из этого можно сделать вывод о том, что идея вечного возвращения, несмотря на то что остается в пределах метафизического способа построения мысли, совершает внушительный прорыв по направлению к постметафизической философии.
Тождество и различие теории
Эти два аспекта также присутствуют в идее вечного возвращения в учении Ф. Ницше. На одном уровне эта мысль предполагает тождество, а на другом – различие. Первый из них называют экзотерическим. Большинство читателей знакомо с идеей вечного возвращения именно в связи с имеющимся в ней утверждением о бесконечном повторе того же самого. Однако при рассмотрении черновых заметок можно встретить совершенно иное понимание учения. В них автор указывает на то, что жизнью и судьбой человека должно стать его превращение через тысячи душ. Подобный ряд представляет собой процесс утраты своей идентичности, отказ от тождества, а также утверждение различий. При этом вечное возобновление касается именно того ряда, который образован различием. Тождество личности и породившие его обстоятельства никакой роли при этом не играют.
Стоит отметить, что этот аспект идеи Ницше о вечном возвращении считается наиболее сложным и к тому же малоизвестным.
Новое слово или возврат к античному учению?
Насколько оригинальны идеи Ницше? Истоки учения немецкого мыслителя можно найти в античности. Именно поэтому его оригинальность вполне можно подвергнуть сомнению или полнейшему отрицанию. Скорее всего, философ не высказал ничего нового. Он лишь повторил то, что уже было известно за много столетий до него.
Однако существует и прямо противоположное мнение. Согласно ему для античного мировоззрения подобная идея не характерна. Римляне и греки развивали мысль о циклическом устройстве истории и времени. Однако это никак нельзя рассматривать как аналог учения Ницше. Циклическая модель времени подразумевает собой повторение определенного порядка бытия и тех принципов, которые используются при его организации.
Филологу-классику Ницше были знакомы многие античные источники. Дух римской и греческой культуры он прочувствовал достаточно глубоко. Но не менее значимым было для философа и христианское мировосприятие. Именно поэтому в учении Ницше просматривается и евангельский элемент. Он представляет собой мотив, утверждающий существование во всех его проявлениях, волевое принятие судьбы, отказ от возмездия и осуждения.
Мифический и философский аспекты
Вам будет интересно:Хань Сян Цзы: бессмертная мудрость
В своем учении Ницше выступает сразу в двух ипостасях. Первая из них является ролью философа, а вторая – творца мифов.
Вторая из этих двух направленностей произнесена также из уст главного героя. Согласно утверждениям Заратустры, вечное возвращение является мифом, который способен изменить экзистенцию и сознание тех людей, которые найдут в себе решимость и силы принять эту идею как основу своего бытия.
Гносеология и онтология в этом случае решающего значения не имеют. Заратустра вопросы познания и бытия не поднимает. Он ничего и не пытается доказать. Он лишь создает все новые ценности. Тем не менее говорить о том, что мысль о вечном возвращении является лишь мифом, в корне неверно.
При написании своих черновых заметок Ницше выступает в роли философа. Свое учение о вечном возвращении он связал с проблемами становления и бытия, морали и ценности. А эти вопросы касаются философской сферы. Причем они весьма тесно переплетаются с мифическим направлением.
Новая надежда?
Идею, выдвинутую Ницше, можно рассматривать с различных точек зрения. Одновременно ее считают благословением и проклятием, радостью и смертоносным учением. Учение немецкого мыслителя является величайшим утверждением бытия. Одновременно с этим в нем содержится и нигилистический аспект, который лишает существование всякого смысла. Принять эту идею сразу и не задумываясь могут лишь люди, обладающие поверхностным умом. Им эта мысль обеспечит возможность предаваться своим пошлым и мелким развлечениям с абсолютно чистой совестью.
Возвращается буквально все. Касается это и ничтожества последнего человека. Именно поэтому мысль о вечном возвращении способна вызывать не только радость к жизни, но и величайшее отвращение к ней.
Таким образом, учение Ницше внутренне амбивалентно. В нем содержится как жизнеутверждающий аспект, так и нигилистический отрицающий момент. Причем отделить их один от другого невозможно.
Учение о Сверхчеловеке
Ницше полагал, что его идея о вечном возвращении слишком тяжела для читателей. Именно поэтому он создал учение о Сверхчеловеке, который является единственным возможным учителем людей. Но это учение способен вынести не каждый. Именно поэтому возникает необходимость в создании нового человека. Для этого людям предстоит возвыситься над собой и увидеть ничтожность того, что ранее они считали важным и великим. Только так и появится Сверхчеловек. Причем этот индивид вовсе не является неким абстрактным существом. Это тот, кто возвысился над человеком и по всем своим качествам оставил его далеко позади себя.
Такое существо способно управлять своим разумом и волей. При этом оно презирает мир людей. Для того чтобы совершенствовать свои поступки и мысли, Сверхчеловеку приходится уходить в горы. Там, находясь в одиночестве, он и постигает смысл жизни.
Ницше был убежден в том, что каждому, кто желает приблизиться к идеалу, необходимо изменить свое мировоззрение. После этого человеку станет ясно, что мир людей презираем. И только отдалившись от него, можно сосредоточиться на своих мыслях, а также встать на путь совершенства.
По убеждению Ницше, человек является «болезнью Земли». В нем природа заложила что-то неправильное и ошибочное. Именно поэтому и столь важно рождение Свехчеловека. Он воплотит в себе смысл жизни и победит бытие. Одной из основных характеристик этого существа является честность.
Главной проблемой человека, по мнению Ницше, является слабость его духа. Людям необходимо стремиться именно к жизни. При этом им не следует находить утешение в религии или в удовольствии. В свою очередь, жизнь представляет собой волю к власти. Борьба же проявляется в битве за становление нового человека, который может быть назван идеальным. Именно воля к власти вызывает стремление стать лучше и выше других, возвысившись над толпой за счет таланта и ума. Но подобное явление не выступает естественным отбором, в процессе которого выживают лишь подлые и хитрые приспособленцы. Это рождение Сверхчеловека.
Перспективность теории
Адекватно воспринимать идею вечного возвращения может только тот человек, который полностью воспримет имеющиеся в нем противоречивые сочетания самых разнообразных аспектов. Абсолютизация и изолирование одного из множества моментов теории приведет к ошибке релятивизации и догманизации.
Отмечается, что идея, касающаяся вечного возвращения, ничего не высказывает о мире, ведь все ее содержание сводится к поиску новых ориентиров существования человека. И именно из-за этого наследие Ницше нельзя считать перспективным.
Мы рассмотрели идею вечного возвращения Ницше кратко.