Пословица гласит, что для танго нужны двое. Но не только для танго. Двое нужны и для поисков истины. Так считали философы Древней Греции. Сократ не записывал дискуссии со своими учениками. Его открытия могли пропасть, если бы ученики не записали диалоги, участниками которых они были. Пример тому - диалоги Платона.
Друг и ученик Сократа
Человек, у которого нет истинного друга, не достоин жить. Так считал Демокрит. В основе дружбы, по его мнению, лежит разумность. Создает же ее единомыслие. Из этого следует, что один разумный друг лучше сотни других.
Вам будет интересно:Гастон Башляр: биография, деятельность, основные идеи
Как философ, Платон был учеником и последователем Сократа. Но не только. Следуя определениям Демокрита, они были еще и друзьями. Оба не раз признавали этот факт. Но есть вещи, стоящие выше на лестнице ценностей.
"Платон мне друг, но истина дороже". Высшая добродетель философа - цель, стремление к которой является смыслом жизни. Философия не могла обойти своим вниманием этот предмет. О нем идет речь в диалоге Платона "Менон".
Сократ, Анит и...
Вам будет интересно:Ницше. Вечное возвращение: философские идеи, анализ, обоснования
Хотя для диалога требуются только двое, нередко нужен и третий. Он не является участником, но необходим для демонстрации состоятельности аргументов. Раб Анит как раз и служит этой цели в "Меноне" Платона. Сократ с его помощью доказывает врожденность некоторых знаний.
Любая мысль должна быть доказана. Откуда берутся наши знания? Сократ считал, что их источником является прошлая жизнь человека. Но это не теория реинкарнации. Прошлая жизнь, по Сократу, есть пребывание человеческой души в божественном мире. Воспоминания о нем и являются знаниями.
Коротко о главном
Все начинается с вопроса Менона о том, как достичь добродетели. Дается ли она от природы или ей можно научиться? Сократ доказывает, что ни то, ни другое не может быть принято. Потому что добродетель божественна. Следовательно, ей невозможно обучиться. Еще менее добродетель может быть даром природы.
"Менон" Платона разбит на три части:
Анализ в "Меноне" Платона основывается на последовательности действий, каждое из которых является необходимым звеном в цепи доказательств.
Такой подход гарантирует, что ничего не останется неисследованным, недосказанным и неопределенным. Если не понять, откуда берется знание, нельзя ничего сказать о его истинности. Бесполезно обсуждать явление, не зная его природы. И нечего обсуждать, если каждый представляет себе предмет спора по-своему.
О чем спор?
Предмет диалога обе стороны должны понимать одинаково. Иначе может получиться, как в притче о трех слепцах, решивших выяснить, что такое слон. Один держался за хвост и полагал, что это веревка. Другой потрогал ногу и уподобил слона столбу. Третий ощупал хобот и утверждал, что это змея.
Сократ в "Меноне" Платона с самого начала занялся определением того, что является предметом обсуждения. Он опроверг распространенную идею о множестве видов добродетели: для мужчин и женщин, стариков и детей, рабов и свободных людей.
Подобной идеи придерживался Менон, но Сократ сравнил такое множество с пчелиным роем. Определить сущность пчелы ссылкой на существование разных пчел невозможно. Таким образом, исследуемое понятие может быть только идеей добродетели.
Идея — источник знания
Обладая идеей добродетели, легко понять различные ее виды. Больше того, нет такого явления в существующем мире, которое можно понять, не обладая его идеей.
Но идеи как таковой в окружающей действительности нет. Значит, она в самом человеке, познающем мир. А в нем откуда? Возможен только один ответ: божественный, совершенный и прекрасный мир идей.
Душа, вечная и бессмертная, является как бы его отпечатком. Она видела, знала, помнила все идеи, пока находилась в их мире. Но смешение души с материальным телом "огрубляет" ее. Идеи блекнут, покрываются илом действительности, забываются.
Но не исчезают. Пробуждение возможно. Надо правильно задавать вопросы, чтобы душа, пытаясь ответить на них, вспомнила то, что знала изначально. Это и демонстрирует Сократ.
Он спрашивает Анита о свойствах квадрата и постепенно приводит последнего к пониманию его сущности. Причем сам Сократ не давал подсказок, только задавал вопросы. Выходит, Анит просто вспомнил геометрию, которую не изучал, но знал раньше.
Божественная сущность есть природа вещей
Сущность геометрии не отличается от любой другой. Те же рассуждения применимы и в отношении добродетели. Познание невозможно, если не обладать ее идеей. Точно так же нельзя научиться добродетели или найти ее во врожденных свойствах.
Столяр может научить другого человека своему искусству. Умение портного можно приобрести у специалиста, обладающего им. Но не существует такого искусства, как добродетель. Нет "специалистов", обладающих ею. Откуда же взяться ученикам, если нет учителей?
Если так, возражает Менон, то откуда берутся хорошие люди? Научиться этому невозможно, а хорошими не рождаются. Как же быть?
Сократ парирует эти возражения тем, что хорошо поступающим можно назвать и человека, руководствующегося правильным мнением. Если оно приведет к цели, так же как разум, то результат будет одним и тем же.
Например, кто-то, не зная дороги, но имея истинное мнение, приведет людей из одного города в другой. Результат будет ничуть не хуже, чем если бы он обладал врожденным знанием пути. Значит, он поступил правильно и хорошо.
Цель добродетели
Так как божественное происхождение добродетели вполне доказано, становится очевидно, что она сама не может быть своей целью.
В то же время многие вещи материального мира направлены сами на себя. Так, накопление денег требует, чтобы они пускались в оборот. Трава воспроизводит сама себя. Бесконечное повторение становится бессмыслицей, которая не может иметь цели.
Не таково то, что вдохновлено божественным началом. Потому что направлено не само на себя, а на вечное и непреходящее благо.
Через несколько веков после изучаемого мыслителя эта мудрость воплотилась в изречение: "Аз есмь путь и истина, и живот".
Таково краткое содержание "Менона" Платона. Прошли уже тысячелетия, но люди не перестают обращаться к наследию греческих мудрецов. Может быть, потому, что продолжают находить ответы на вечные вопросы.