10-02-2022 08:00

Выявлен сговор агрегаторов такси

Выявлен сговор агрегаторов такси

ФАС изучит материалы после расследования антимонопольщиков из Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), сообщил «Известиям» представитель ведомства. ЕЭК в 2021 году установила, что пять агрегаторов, вероятно, координировали действия, которые привели или могли привести к установлению и поддержанию согласованных цен на рынке. 

Среди возможных нарушителей — «Яндекс.Такси», китайский DiDi, Gett, «Ситимобил» и эстонский Bolt. ЕЭК не может самостоятельно наказать компании, так как нарушения выявлены на территории отдельных стран-членов ЕАЭС, а не на всем трансграничном рынке. Если ФАС подтвердит опасения комиссии, то в России компаниям может грозить штраф до 15% выручки.

Глава  Bosch рассказал когда наладят поставки компонентов на АВТОВАЗВам будет интересно:Глава Bosch рассказал когда наладят поставки компонентов на АВТОВАЗ

Сговорились, что ли

Департамент антимонопольного регулирования ЕЭК выявил признаки координации деятельности компаний-агрегаторов такси в России, следует из материалов расследования комиссии. С документами ознакомились «Известия», их подлинность подтвердили в ЕЭК. В них говорится о пяти компаниях на российском рынке, у которых выявлены нарушения: «Яндекс.Такси», DiDi, Gett, «Ситимобил» и Bolt Technology. Последний сервис не работал в России с осени 2021 года.

Действия агрегаторов привели или могли привести к установлению цен (тарифов) на рынке услуг легкового такси в нарушение п. 3 ст. 76 Договора о Евразийском экономическом союзе, заключила ЕЭК. Конкретных случаев или обстоятельств нарушений в ЕЭК не раскрыли.

Материалы расследования были переданы в антимонопольные органы указанных стран, в том числе в российскую ФАС. В Федеральной антимонопольной службе «Известиям» сказали, что получили материалы расследования ЕЭК и в настоящее время они анализируются.

Не «Яндексом» единым

В ходе расследования ЕЭК оценивала состояние конкуренции на рынке заказа такси с 2018 года по второй квартал 2021 года. Были изучены публичные оферты, договоры, соглашения и ответы самих компаний на запросы комиссии.

ЕЭК также провела опрос участников рынка (поучаствовало 318 компаний, из них из России — 95). Выяснилось, что 65,5% таксопарков и водителей отказались бы от услуг агрегаторов, если бы сервисы повысили комиссию всего на 5–10%. При этом большая часть отказавшихся (54%) вернулась бы к получению заказов через диспетчеров. По мнению ЕЭК, опрос доказал, что помимо агрегаторов на рынке присутствуют и диспетчерские службы и их также нужно включать в границы товарного рынка заказа такси. По словам источника «Известий» среди агрегаторов, ФАС, проводя подобный анализ, их не учитывает.

Дело за ФАС

Три источника «Известий» в российских агрегаторах сообщили, что компании не согласны с выводами расследования ЕЭК. В DiDi и «Ситимобиле» сказали, что еще не ознакомились с ними. В DiDi при этом добавили, что их сервис работает в соответствии с законодательством и нормами регулирования рынка. Представитель «Яндекс.Такси» отказался от комментариев. В пресс-службе Bolt и Gett не ответили на запросы.

По словам управляющего партнера юридической компании «Иккерт и партнеры» Павла Иккерта, в российском законодательстве запрет на ограничение конкуренции предусмотрен ст. 11 ФЗ «О защите конкуренции».

Теперь, если ФАС установит, что есть признаки нарушения, агрегаторам могут вынести предупреждение, возбудить против них административное дело с последующим разбором динамики цен на услуги, выдать предписание с требованием устранить нарушения, если они будут выявлены, и назначить оборотный штраф, в размере от 1 до 15% выручки. В случае с крупными компаниями-агрегаторами он может доходить до миллиардов рублей.

Но, как добавляет Павел Иккерт, служба может и не согласиться с выводами комиссии или не усмотреть нарушений именно на российском рынке.

Партнер юридической фирмы Orchards Алексей Станкевич считает, что выявленные нарушения нельзя автоматически приравнять к ценовому сговору, пока это не признает сама ФАС.

Антимонопольное законодательство РФ разграничивает координацию экономической деятельности и ценовой сговор. А исходя из общепринятой практики, в том числе практики ФАС, установление максимальных или рекомендованных цен не является координацией экономической деятельности.

-------------------

Подпишитесь на новости АвтоСреды: - https://zen.yandex.ru/avtosreda.ru - https://vk.com/club_avtosreda - https://www.facebook.com/avto.sreda - https://www.instagram.com/avtosreda.ru/       

Все АВТОновости РФ на сайте https://avtosreda.ru/

Источники: avtosreda.ru