- Уходящий год если и не стал апокалиптическим «послезавтра», то уж точно преподнес эпохальные сюрпризы. Кроме привычных для российского рынка качелей спроса и надежного тренда роста цен в автобизнесе фиксировались новые тенденции, нестандартные решения и крутые повороты событий. Притом обновление модельных рядов хоть и было скромным и не всегда по плану, но тоже шло своим чередом
- Новый старый В+ с трудом разруливает ситуацию
- Массовые SUV столкнулись с «капризами» покупателей
- Дерзкие выпады «китайцев»
- Электрокары показали рост продаж
- Премиум тихой сапой
- Онлайн-продажи и другие необычные услуги
- В 2020 году продолжился исход моделей и даже марок
- Вторичный рынок прогибается под кризисом
Уходящий год если и не стал апокалиптическим «послезавтра», то уж точно преподнес эпохальные сюрпризы. Кроме привычных для российского рынка качелей спроса и надежного тренда роста цен в автобизнесе фиксировались новые тенденции, нестандартные решения и крутые повороты событий. Притом обновление модельных рядов хоть и было скромным и не всегда по плану, но тоже шло своим чередом.
Вам будет интересно:Новые штрафы для водителей в 2021 году. Таблица
Одно из самых приметных событий в мире — это фатальное замедление авторынка, падение спроса и торговли на фоне известных объективных причин. В отдельных странах продажи автомобилей падали до мизерных значений и даже до нуля, а в России за самый антирекордный апрель показатель падения составил 73%. Закрывались автоцентры, останавливались конвейеры, откладывались премьеры, пустели дороги. Разумеется, росли цены — только по итогам первых десяти месяцев года стоимость новых машин в России поднялась до 16% по сравнению с тем же периодом 2019-го. Конечно, «совсем мертвым» в нашей стране этот год не стал, обстановка оказалась все же лучше, чем предвещали самые пессимистические прогнозы. В мае рынок оправился и стал потихоньку отыгрывать. Несмотря на годовое падение в 10% (по итогам 11 месяцев), за лето и осень торговля восстанавливалась, например, в ноябре продажи выросли на 6% по сравнению с 2019 годом. Но обо всем по порядку.
Новый старый В+ с трудом разруливает ситуацию
Вам будет интересно:Введен запрет летних шин зимой
В России одним из наиболее пострадавших стал сегмент массовых автомобилей: в апреле народные марки Lada, Kia, Renault, Hyundai, VW, Skoda, УАЗ потеряли 60–85% в продажах. В мае началось постепенное восстановление, но в дальнейшем потребители столкнулись с дефицитом и ростом цен на машины. Производители со своей стороны подогрели интерес обновками, хотя результаты неоднозначные. Так, рестайлинговые Hyundai Solaris (весной) и Kia Rio (осенью) не помогли отыграть позиции у более доступной Lada Vesta. Лифтбек Skoda Rapid, который в мае даже выпал из Топ-25, с выходом обновленной версии вернул спрос среди одноклассников, но без амбиций, занимая среди них шестое место. Несколько другая ситуация с новым VW Polo, продажи которого начались в начале лета. На поверку он оказался тем же лифтбеком, что и Skoda Rapid, только в соответствующем фирменном образе. Тем не менее машину ждал успех: в июле прибавка даже к 2019 году составила 50%, в августе — 60%, а к концу года автомобиль по продажам обходит своего соплеменника Рапида почти вдвое. Отдельная в этом классе новость года — рестарт недорогих моделей Chevrolet, а именно Nexia и Cobalt из Узбекистана, известных до этого под личиной Ravon R3 и R4. В силу ряда обстоятельств бренд Ravon не «пошел», и вот модели вернулись под исходной маркой. Планировалось это еще на март, но случилось только летом. С одной стороны, на фоне дефицита — отличный шанс резко перетянуть одеяло спроса на себя, но с другой — другие цены и позиционирование. «Новые» машины оказались доступнее, чем у Hyundai/Kia и Skoda/VW, но дороже Lada и Renault. Притом это модели уже устаревшей формации, без многих современных «плюшек». Да и поставки еще не развернулись должным образом. В итоге ажиотажа пока нет, как и места даже в Топ-25.
Массовые SUV столкнулись с «капризами» покупателей
Вам будет интересно:В России начались продажи кросс-хэтчбека KIA Rio X
Казалось бы, проверенный бренд и популярнейший сегмент среди всех SUV — благодатная почва для дебюта новых моделей. Но российский рынок не всегда предсказуем. Появление в начале 2020 года двух новых компактных кроссоверов — Kia Seltos и Skoda Karoq, обещало свежую кровь и обострение конкуренции в классе. Чуть ли не главным аргументом в их пользу называлось наличие гидромеханической трансмиссии и атмосферных двигателей в базовом исполнении. Но ни перелома, ни тем более взрыва сознания не произошло: рынок по инерции съедал уже прижившиеся модели, а новинки пошли тихим шагом за лидерами, не попав даже в Топ-25 на протяжении всего года. По-другому говоря, Kia Seltos не потеснил Hyundai Creta, а Skoda Karoq не стал активным продолжателем ушедшего Skoda Yeti. Притом оба крупнее в размерах. С учетом непростого времени свою роль все же сыграли цены (новички дороже) и некоторым образом китайские SUV (Geely Atlas, Chery Tiggo 4 и пр.). Как бы там ни было, а более доступный кросс-хэтч Kia Soul продается активнее, чем Kia Seltos, а в другом случае непоколебим авторитет старшего Skoda Kodiaq. Впрочем, Skoda Karoq сначала появился в более дорогих исполнениях с турбомотором, тогда как бюджетные варианты с «атмосферником» открылись для заказа лишь осенью. Так что в следующем году баланс спроса может сместиться и в сторону Карока. Актуальным продолжением вышеизложенной ситуации явился летний дебют кросс-хэтча Kia XCeed. Однако с учетом взятого изначально высокого оснащения (в базе 150-сильный турбомотор) новый переднеприводный «кросс» оказался довольно дорог — в районе 1,5 млн рублей, что не слишком выгодно на фоне компактных и даже среднеразмерных SUV. А вот выход обновленного Kia Rio X (теперь с «урезанным» названием) обещает более результативный эффект, поскольку данный кросс-хэтч в полтора раза дешевле, притом на предшественника (X-Line) приходилась почти половина продаж в линейке Kia Rio.
Дерзкие выпады «китайцев»
Завоевывать рынок непритязательными бюджетными машинками — это в прошлом. Теперь они бьют по дорогим сегментам и совсем другой продукцией. Текущий год в какой-то степени можно назвать прорывным для китайских брендов на российском рынке. Ведь на фоне общего падения торговли автомобили China-марок за первые 2/3 года сумели поднять продажи на 40%. Конечно, на фоне ажиотажа сказался дефицит у дилеров по ряду ведущих позиций, в результате чего покупатели «невольно» переключались на китайские автосалоны (где тоже наблюдалась нехватка предложения и очереди). И все же главный тренд в другом, а именно в характеристиках новых моделей, предложенных нам в 2020 году. Даже без учета типичных SUV компактного и среднего формата. Судите сами: в марте появляется высокооснащенный 7-местный кроссовер Chery Tiggo 8 (цена сегодня от 1 659 900 рублей), который затем вошел у нас в Топ-10 продаж китайских моделей. Летом впервые представлен полноразмерный 8-местный люкс-минивэн GAC GN8 длиной более пяти метров, стоимость которого и вовсе от 2 700 000 рублей. Еще больше сюрпризов принесла осень. В России дебютировала новая люкс-марка со своим первенцем Cheryexeed TXL — это сравнительно крупный (длина 4775 мм) кроссовер стоимостью от 2 250 000 рублей. По-своему сенсацией стал и выход купе-кроссовера Geely Tugella с турбомотором в 238 сил и 8-диапазонным «автоматом», по цене 2 500 000 рублей. Достаточно сказать, что автомобиль создан на одной платформе с Volvo XC40 (напомним, шведский бренд уже десять лет в составе китайской компании). Да, успех высокотехнологичных и дорогостоящих китайских моделей пока гарантировать трудно. Хотя бы потому, что у тех же «корейцев» в этом сегменте появились свои козыри: новый 7-местный Kia Sorento стоимостью от 2 150 000 рублей, а также полноразмерный Hyundai Palisade длиной пять метров, на семь-восемь мест, по цене от 3 149 000 рублей. Но сам факт амбициозных выпадов китайских производителей, конечно, примечателен для уходящего года. Кроме того, возвращаются попытки занять место не только среди SUV, но и среди легковых машин среднего класса. Уже к концу года намечен выход лифтбека JAC J7 — автомобиль сегмента D+ длиной почти 4,8 м и со 140-сильным турбомотором в базовом оснащении.
Электрокары показали рост продаж
Вам будет интересно:В Hyundai рассказали о сроках начала выпуска новой Creta в России
Доля электромобилей в российском автопарке пока еще видна только в микроскоп — менее 0,1%, но в этом «изолированном» контуре все же фиксируются свои импульсы жизни. Понемногу напряжение растет! Этому способствует и некоторая генерация со стороны закона: с 4 мая 2020 года на территории Евразийского экономического союза отменены таможенные пошлины на электромобили любого возраста для юридических и физических лиц (плюс снижение или даже отмена транспортного налога в некоторых регионах). Как говорится, дело за малым — адекватным предложением самих электромобилей, чего пока нет. Реальные подвижки наблюдаются только в премиальном сегменте. Так, в июне отдельные уполномоченные дилеры (в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге) начали прием заказов на официально представленный электрокроссовер Audi e-tron. И уже в августе его продажи составили 29 экземпляров (при нынешней базовой цене 5 955 000 рублей). Это больше, чем купили других новых электромобилей по отдельности: Nissan Leaf (22 шт.), Jaguar I-Pice (10 шт.), Tesla Model 3 (10 шт.), Tesla Model X (5 шт.), Hyundai Ionic (3 шт.). И в целом рынок автомобилей на чистой электротяге за август показал рост на 62% (хотя в целом за восемь месяцев года только на 5%), и тенденция сохраняется. Любопытно, что именно в текущем году (осенью) к официальной российской электрификации подключился и китайский производитель — в лице хэтчбека JAC iEV7S. Правда, несмотря на формат, скромные характеристики (115 л.с., пробег на одной зарядке 280 км) и локализацию в Казахстане, этот автомобиль по стоимости тоже не назвать доступным — 2 299 000 рублей. Для «народа» дóрог, а для состоятельных покупателей неинтересен. Вместе с тем обнуление пошлин дало свои результаты, например, еще в мае электрокросс Jaguar I-Pice понизил ценовое напряжение на 300 000 рублей. На рынке подержанных электромобилей ситуация более показательная. По реализации (в том числе перепродажам) безраздельно лидирует праворульный Nissan Leaf — его доля в текущем году 94%. Притом только за первые полгода в этом сегменте было продано 1949 электромобилей с ростом на 40% (основные рынки — Дальний Восток, Иркутская область, Московский регион, Краснодарский край), и далее тенденция сохраняется. Так, только в октябре обладателями подержанных «электричек» в России стали 608 человек, что сразу на 75% превысило показатель прошлого года.
Премиум тихой сапой
Пока в народных сегментах кипели страсти, в премиальном секторе машины тоже «брали пачками», притом без лишнего шума производители решали свои плановые задачи. Да какие! Так, в августе начался прием заказов на кроссовер Mercedes-Maybach GLS, чья стоимость превышает 15 млн рублей. В октябре на российский рынок заявлен обновленный кроссовер Bentley Bentayga, чья мировая премьера состоялась в конце июня. Здесь цена тоже почти от 15 млн. Произошли премиальные дебюты и в более доступной ценовой категории. Например, на фоне общего «сокращения штатов» в нишевых сегментах стал сюрпризом летний выход нового универсала Audi A6 Avant, а также полноприводного кросс-универсала Audi A6 Allroad (от 4 465 000 руб.). К знаковым событиям относится приход в Россию Land Rover Defender принципиально новой генерации. Вместо утилитарного внедорожника ожидаемо выступил высокотехнологичный SUV, с ценами от 4 060 000 рублей. Обновление коснулось внедорожников Toyota (LC Prado, HiLux, Fortuner), хотя в отношении данного бренда логичнее обозначить появление Toyota Highlander нового поколения. Теперь этот 7-местный кроссовер длиной пять метров предлагается по ценам от 3 813 000 рублей. Есть примеры, когда признанные поставщики гигантов разворачиваются к рынку более демократичными моделями. Так, под самый занавес года (с 10 декабря) в России начался прием заказов на компактный кроссовер Cadillac XT4 (длина 4,6 м) с турбомотором, полным приводом, 9-диапазонным «автоматом». Цены от 3 250 000 рублей, а «живые» машины у дилеров появятся в начале следующего года.
Онлайн-продажи и другие необычные услуги
Весной 2020 года российский рынок столкнулся с необходимостью продавать и обслуживать автомобили в условиях карантина и прочих ограничительных мер. Отвечая на новые вызовы, на сайтах представителей автокомпаний один за другим стали появляться или активизироваться непривычные доселе онлайн-сервисы, поддерживающие дистанционное общение с покупателями, выбор и приобретение автомобилей. Такие услуги предлагались и раньше, но реализовывались частично, тогда как полностью «бесконтактные» формы продаж были единичными. Все стало меняться в период самоизоляции, и коснулось буквально всех, не исключая отечественных производителей. Так, в середине апреля АвтоВАЗ запустил систему онлайн-заказа автомобилей Лада: на фирменном сайте можно выбрать понравившуюся модель (с учетом наличия реальной комплектации и цены) и дилера, оставить контакты для обратной связи и обсуждения сделки. В зависимости от ситуации в регионе автомобиль после оплаты (оформление кредита тоже предполагалось дистанционно) можно было забрать в салоне или даже заказать доставку на дом посредством эвакуатора. Но как показала практика, полностью довериться новому веянию желающих оказалось немного. Есть данные по одной из народных марок, когда за две недели апреля через онлайн-магазин обратились 100 клиентов, половина из которых в итоге забронировали машины (с предоплатой) дистанционно, а полностью виртуальной покупкой с доставкой машины воспользовались только 11 человек. И это можно считать одним из лучших показателей. Как бы там ни было, автомобиль у нас пока предпочитают выбирать и покупать не удаленно, а «вживую», что называется, пощупав и понюхав, а затем торжественно выехать из автосалона. Причем это касается как народных, так и премиальных брендов. Тем более, что жесткий карантин во многих регионах продлился недолго. Теперь онлайн-сервисы в тех или иных комбинациях предлагают все автодилеры, но это остается в числе не основных, а дополнительных услуг.
В 2020 году продолжился исход моделей и даже марок
Вам будет интересно:Иномарки с «автоматом» до 1 млн рублей: какой из них владеть выгоднее?
Это как раз неудивительно. «Худеть» российский рынок начал еще в 2015 году, за пять лет полегчав на треть в той качественной части, что характеризуется разнообразием брендов и моделей. Как правило, это связано с тем, что из-за низкого спроса невыгодно вкладываться в сертификацию модели и ведение прочего бизнес-плана. Конкретная картина выглядит так. Если в 2014 году на официальном рынке шиковало 400 моделей, то в 2015-м этот строй сразу ужался до 375. В 2016-м их осталось 326, в 2017-м цифра скатилась до 298, а в 2019 году осталось всего 275 моделей. В текущем году этот коллектив покинуло еще несколько членов. Включая бюджетную группу в лице двух моделей Datsun — в конце года марка свернула свою деятельность, хотя еще недавно хэтчбек mi-DO и седан on-DO подверглись обновлению с появлением новых комплектаций. Официальная версия — оптимизация продуктовых линеек, где представлены интересы компании Nissan. Потерю других «бойцов» российский рынок, может, особо и не заметил, но факт все равно грустный, причем касается импортируемых моделей, то есть не локализованных в России. В течение 2020 года из прайс-листов исчезли «каблучок» Renault Dokker (хотя его возвращение возможно, поскольку выходит новое поколение таких машин), хэтчбек Mazda 3, седан Subaru Legacy, кроссовер Renault Koleos, внедорожник Jeep Cherokee и даже спорткар Chevrolet Camaro, который официально продавался с 2012 года. В некоторых случаях модель уходила, едва засветившись: как это случилось с лифтбеком VW Arteon — появился летом, а осенью ушел. Это не считая тех автомобилей, что покинули российский рынок, так сказать, по естественным причинам, в силу старения и замещения наследниками. Такие как Chery Tiggo 3 и Tiggo 5 или Kia Sorento не только второго, но и первого (кстати, сравнительно доступного с неплохим спросом) поколения.
Вторичный рынок прогибается под кризисом
Известная закономерность: все пертурбации на рынке новых автомобилей так или иначе сказываются на «вторичке». В этом сегменте появляются новые стимулы к развитию, к нему устремляют взор даже официальные дилеры (тот же trade-in), дабы компенсировать потери и получить дополнительную маржу. Но необычность событий текущего года нестандартно влияли и на эту часть автобизнеса. Во время карантина рынки и салоны по продаже подержанных машин тоже стояли закрытые, покупателей не было, соответственно, реализация упала. Но затем началась «паника»: с июня продажи только набирали темп и в октябре увеличились на 12%. Вот и анализ показал — в октябре по сравнению с предшествующим месяцем количество объявлений о продаже машин с пробегом увеличилось почти на 6%, а время продажи сократилось. Притом цены за весь период вели себя неоднозначно. Поначалу где-то они придерживались или даже снижались, чтобы продавцу не прогореть вовсе. Но потом, со снятием карантина, упрямо следовали за общим рынком, где давление падающей нацвалюты, дефицит у дилеров и прочие факторы приводили к росту. Так, по данным аналитических агентств, в начале осени ощутимо подорожал сегмент первой перепродажи. То есть наиболее свежие автомобили — это модели возрастом до пяти лет, цены на них поднялись на 15–20%, что примерно соответствует динамике цен на новые машины, разве что с некоторым отставанием. В других группах цены подрастают, может, не так круто, но тоже свое берут. Вместе с тем возможности нынешней «вторички» тоже не безграничны. В условиях общего ажиотажа предложение автомобилей (особенно адекватных по цене и состоянию) начинает отставать от спроса, что ведет к перекосам в ценообразовании. Опять же, вторичный рынок в кризисные периоды характеризуется особенными негативными явлениями. Так, по данным аналитиков, в текущем году фиксируется наплыв так называемого неликвида — битых или «утопленных» автомобилей. Оживление на вторичном рынке прогнозируется до весны 2021 года, хотя период ажиотажа проходит, наблюдаются признаки стабилизации. drom.ru