Как мы и предполагали, широко разрекламированное постановление правительства о получении свидетельство о регистрации (СТС) и госзнаков (ГРЗ) в автосалонах, без обращения в ГИБДД - с 1 января не заработало. И в ближайшее время массового предоставления дилерами этой услуги ожидать не стоит. По закону - разрешено. По факту - не делает почти никто.
Вам будет интересно:Росстандарт опубликовал черный список из 157 АЗС
Как выяснили корреспонденты "Российской газеты" мало кто из дилеров и производителей готов самостоятельно регистрировать автомобили и выдавать номера. И не потому, что не хотят.
Из шести регионов, где опрашивали дилеров, лишь в Самаре все-таки нашелся дилерский центр (продают автомобили Kia), где уже можно зарегистрировать купленное авто с 3 января. Стоит это с пошлиной и изготовлением номерных знаков - 2800 рублей.
Еще - в Приморье, но там и до 2020 года оказывали такие услуги почти во всех дилерских центрах. Правда, они были не обязательными, а дополнительными - по желанию покупателя. И стоит это значительно больше, чем в Самаре. У дилеров Toyota, Lexus, Volkswagen - 15 тысяч рублей. В салоне Mercedes-Benz - аж 30 тысяч. Hyundai - 12 тысяч, Peugeot - 14 тысяч рублей.
Готовность - ноль
В Самарской области корреспондент "РГ" также обзвонила несколько автосалонов дилеров Lada. Пока они не готовы проводить постановку на учет продаваемых автомобилей. Для этого нужна регистрация, а дилеры пока не готовы ее получать. То есть в ближайший месяц услугу оказывать не будут.
Во Владивостоке про закон о регистрации транспортных средств у изготовителей или в дилерских центрах знают. Однако есть масса вопросов, как его применять.
"Ситуация такая же, как была при введении электронного паспорта транспортного средства, - сказал специалист центра Peugeot Сергей Антипов. - Документ в электронном виде был узаконен, но каков механизм регистрации его в виртуальном пространстве, было не ясно. Вот и сейчас ждем разъяснений, инструкций и прочего".
На Горьковском автозаводе ситуацию вообще комментировать отказались. А в крупной дилерской компании региона тоже сообщили, что пока не знают, каким образом смогут реализовать новую услугу: нет ни официального регламента, ни утвержденной методики. Соответственно, и предпринимать до их появления в компании ничего не будут, и прейскурант на услугу еще не разработан.
Кроме того, дилеры Нижнего Новгорода надеются, что после обнародования документов у них и у других розничных продавцов автомобилей будет переходный период перед тем, как в полном объеме можно будет исполнять новые требования.
В Красноярске дилеры тоже только присматриваются к возможности проводить регистрацию автомобилей собственными силами. "Нет реального механизма, который бы прописывал, как законодательная норма будет работать на практике, - пояснил генеральный директор дилерских центров Kia и Renault в Красноярске Сергей Нощик. - Мы уже обращались за разъяснениями в ГИБДД, но там тоже пока ждут соответствующих инструкций от властей".
Не так-то это выгодно
Вопросов у дилеров много. Будет ли создаваться какой-то реестр дилеров уполномоченных проводить регистрацию? Каким образом предполагается вносить данные в базу, программное обеспечение и многое другое? Отдельная история - оборудование для производства самих знаков: Имеющаяся на рынке техника - дорогостоящая и высокопроизводительная. Расчеты показывают, что потока клиентов, способного загрузить в достаточной степени такое оборудование, скорее всего, не будет даже у крупных дилеров. Следовательно, закупать его нет никакого экономического смысла. Производство наверняка в итоге будет передано какой-то одной специализированной организации. Но ее пока нет.
По мнению Сергея Нощика, каким-то самостоятельным бизнесом для дилеров госрегистрация не станет. Скорее, это будет дополнительная удобная сервисная опция для покупателей. Тарифы в лучшем случае обеспечат только окупаемость предоставления услуги.
А владелец одного из крупных калининградских дилерских центров сообщил, что изучает возможность регистрировать машины в своих автосалонах уже в течение года. И пока не готов это делать. "Слишком много неясностей, и не вижу, чтобы новый закон их прояснил. Не проработан механизм реализации, поэтому пока не планируем", - пояснил он.
...Удивляет, что подобная история с не работающими по факту нововведениями получается далеко не в первый раз - и хоть бы что, радостно продолжаем принимать законы, которые невозможно выполнить, и бодро рапортуем о проведенных реформах. А потом втихую кто-нибудь как-нибудь доделает и выкрутится.