Карлос Гон опять арестован. Что происходит?
Спустя месяц ареста по обвинению в укрывательстве доходов главу альянса Renault-Nissan-Mitsubishi подозревают в ещё одном преступлении: Токийская прокуратура утверждает, что Карлос Гон переписывал потери от личных финансовых операций на счета компании Nissan. В связи с этим ещё как минимум 10 дней топ-менеджер проведёт в следственном изоляторе, лишённый возможности делать публичные заявления. Кто-то явно не хочет, чтобы он заговорил…
Вам будет интересно:Так будут ли перепроверять знания ПДД при обмене прав?
События вокруг Карлоса Гона сильно походят на типичный «спор хозяйствующих субъектов» с привлечением административного ресурса. Для России такие дела – обычное дело, но для Японии это скандал страшный. Никогда прежде в истории мирового автопрома за решётку не отправляли столь крупного руководителя, к тому же без веских доказательств его вины.
Напомним, что Карлос Гон и его протеже Грег Келли, занимавший в Ниссане должность директора по кадрам и кресло в совете директоров, были арестованы 19 ноября по подозрению в укрывательстве части денежного вознаграждения для Карлоса Гона за период его работы в компании с 2010 по 2015 год. Речь идёт о сумме, эквивалентной 44,4 млн долларов, причём эти деньги Гон ещё не получил, а только должен был получить после выхода на пенсию. По японскому законодательству, держать подозреваемого в СИЗО больше 22 дней нельзя: по истечении этого срока, даже в случае предъявления официальных обвинений, подследственный имеет право выйди на свободу под залог и пребывать там до вердикта суда. 10 декабря Токийская прокуратура официально предъявила Гону вышеозначенное обвинение, но, чтобы он не вышел на свободу, обвинила в аналогичном преступлении, только совершенном за период работы Гона с 2015 по 2017 год: якобы за это время топ-менеджер не задекларировал 37 млн долларов своих будущих доходов.
Вчера случилось неслыханное: Токийский окружной суд отказался продлять арест Гона после десяти дней новой отсидки, хотя обычно в таких делах суд поддерживает сторону обвинения. Но в данном случае, как пишут японские СМИ, для дальнейшего удержания Гона в СИЗО просто не было достаточных оснований – судья не стал рисковать своей репутацией и отклонил ходатайство прокуратуры о продлении ареста обвиняемого. Сегодня Карлос Гон должен был выйти на свободу, и через своего адвоката даже обещал дать пресс-конференцию, на которой хотел защитить свою честь и рассказать всю правду. Однако прокуратура и на сей раз подсуетилась: она предъявила Гону ещё одно обвинение, поэтому он был вновь арестован и оставлен за решёткой ещё как минимум на 10 дней. По версии следствия, Карлос Гон переписал на счета компании Nissan 16,6 млн долларов потерь от личных финансовых операций. Таким образом, сейчас Гона обвиняют в «хищении» без малого 100 млн долларов.
Сумма, если честно, для топ-мендеждера такого уровня довольно смешная – сложно поверить, что Карлос Гон, самый высокооплачиваемый руководитель в истории японского автопрома, поднявший Nissan с колен и вовлёкший его в мощный альянс с Renault и Mitsubishi, пошёл бы на уголовное преступление ради лишних ста миллионов. Как-то это мелко… Судя по всему, кто-то очень хочет вывести Гона из игры, и этот или эти кто-то занимают руководящие посты в Ниссане. По одной из конспирологических версий (а других пока нет) кадровика Грега Келли использовали, чтобы подставить Карлоса Гона – мол, сам Гон не знал, что ему выписывают какие-то теневые премии. До кучи фирма Nissan в ходе внутреннего расследования всего этого бардака предъявила обвинение сестре Карлоса Гона – Клодин Бишара де Оливейре: она якобы не выполняла условия контракта, работая в компании в должности консультанта, то есть получала зарплату ни за что. Давление на родственников – ещё один признак сфабрикованного дела.
Любопытно, что Nissan и Mitsubishi с поспешностью, достойной лучшего применения, сместили Карлоса Гона с руководящих постов, тогда как третий член альянса – Renault – разумно предпочла дождаться результатов расследования и суда: французы назначили лишь временного управляющего – Тьерри Боллоре, на то время, пока Карлос Гон не может исполнять свои обязанности. То есть в Renault не исключают, что Гон может вернуться.
Сейчас прокуратура проводит обыски в квартире Карлоса Гона, пытаясь найти там против него веские улики и сделать так, чтобы топ-менеджер не вышел на свободу. Тактика ясна: предъявлять суду кусочки обвинений, чтобы тот вновь и вновь арестовывал Гона. При этом надо понимать, что токийское СИЗО – фактор психологического давления на Гона: он сидит в тесной камере, практически не выходит на улицу и по восемь часов в день проводит на допросах, причём адвокат к ним не допускается. Возможно, ставка делается на то, что измотанный в заточении Гон пойдёт на сделку со своими обвинителями, только бы прекратить весь этот кошмар. Добавим, что Карлос Гон совсем уже не мальчик, ему 64 года и физически тяжело противостоять оказываемому на него давлению – остаётся лишь уповать на характер, который у Гона, безусловно, есть.
Мы не знаем, виновен Гон или нет, но очень хотелось бы услышать его позицию. Пока же мы видим явную попытку заткнуть ему рот, не дать возможности публично объясниться и встретиться с теми, кто стоит за всем этим делом. Не исключено, что Карлос Гон всё же выйдет из этой истории победителем, и тогда он станет не просто одним из самых известных менеджеров, а настоящей легендой, прошедшей огонь и воду. В любом случае будем надеяться, что справедливость восторжествует.