В «водительскую» часть КоАП войдет ряд новых норм, в частности, речь идет о процедуре временного ограничения водительских прав до решения суда, а также штрафе в 40 тыс. руб. за «неоднократный» отказ остановить машину по требованию полиции во время погони.
“Ъ” удалось ознакомиться с проектом нового кодекса от Минюста. Документ пополнили и инициативы по борьбе с нарушителями, анонсированные ранее МВД и региональными властями: санкции за систематические нарушения, опасное вождение, парковку автомобиля на газоне, выбрасывание мусора из транспортного средства и т. д. Минюст при этом планирует полностью отказаться от применения административного ареста для водителей. Первую редакцию проекта нового КоАП, напомним, Минюст представил еще в начале 2020 года, затем документ дорабатывался, в мае 2020 года он снова вышел на обсуждение на regulation.gov.ru и вновь направлен на доработку. Сейчас подготовлена новая редакция, “Ъ” ознакомился с ее текстом.
Вам будет интересно:Насколько подорожали автомобили с пробегом в Тольятти в 2021 году?
Вам будет интересно:АВТОВАЗ заявил, что не планирует полностью останавливать производство
Нормы, вошедшие в «водительскую» главу кодекса (сейчас она 12-я, будет 21-я), в той или иной форме ранее уже звучали, “Ъ” о них подробно рассказывал. Это, к примеру, система наказания для систематически нарушающих ПДД: водителя, совершившего в течение года три грубых нарушения (проезд на красный свет, не пропуск пешехода на переходе и т. д.), будут лишать прав. Появится штраф за так называемое опасное вождение (также давняя инициатива МВД). Вошли в проект и ранее обнародованные санкции для нетрезвых водителей: штраф до 50 тыс. руб. и лишение прав за езду в пьяном виде с ребенком в салоне машины, а также залог за задержанное транспортное средство пьяного водителя в 30 тыс. руб. Часть норм ранее предлагали ввести региональные власти, например, штраф за выброс мусора из автомобиля является инициативой Москвы и Подмосковья.
“Ъ” обнаружил в проекте и ряд новых норм, в прежних версиях и публичном поле не упоминавшихся.
Так, ряд составов впервые дополнены усиленными санкциями за повторные (в течение года) нарушения. За управление автомобилем с нечитаемым грязным номером, если это не первый такой случай, водитель может быть оштрафован на 5 тыс. руб. или даже лишиться прав. Рецидив с чрезмерной тонировкой грозит штрафом в 3 тыс. руб. Ужесточается наказание за отказ остановиться по требованию полицейского. В действующей ст. 12.25 КоАП фигурирует штраф в 500–800 руб. Новый кодекс предусматривает лишение прав на срок до трех лет или штраф 40 тыс. руб. за «неоднократный» отказ остановится, если это создало угрозу жизни или здоровью граждан. Речь идет о ситуациях, когда полиция вынуждена гнаться за нарушителем или даже открывать огонь.
Санкция за стоянку вне специально отведенных «карманов» увеличится с 1 тыс. до 3 тыс. руб. и при этом сможет применяться не только на автомагистралях, как сейчас, но и на «дорогах для автомобилей», обозначаемых знаком 5.3 (к примеру, на МКАД). Вводится штраф в 1–2 тыс. руб. за управление «средствами и механизмами, не предназначенными для движения по автодорогам общего пользования» (снегоходами, болотоходами, кроссовыми мотоциклами, мотоблоками и др. при выезде на проезжую часть). Максимальный штраф за перевозку детей без автокресла увеличивается с 3 тыс. до 5 тыс. руб.
Главное смягчение нового кодекса — полное исключение из КоАП такого вида наказания, как арест. Минюст прорабатывает такой сценарий в рамках гуманизации законодательства об административных правонарушениях, поясняет источник “Ъ”, но окончательного решения еще нет.
Арест на практике очень тяжело применять, это дорого обходится государству, поясняет другой собеседник “Ъ”, знакомый с ходом работы над проектом. Этот вид наказания сегодня применяется за управление автомобилем водителем, лишенным прав, либо за нетрезвое вождение, если гражданин ранее был лишен прав или не имел удостоверения. Только по этим двум составам в 2021 году было арестовано более 19 тыс. человек, следует из данных Верховного суда.
Одновременно Минюст также работает над проектом процессуального КоАП. В нем впервые, как стало известно “Ъ”, вводится процедура временного «ограничения» права управления транспортным средством: она будет применяться в тех случаях, когда водитель грубо нарушил ПДД (например, остановлен нетрезвым за рулем), до решения суда. Сейчас запрета водить машину нет. Тех, кто продолжит ездить, будут штрафовать на 1–3 тыс. руб.
Важные изменения коснутся и миллионов водителей, ежегодно получающих штрафы за нарушения, зафиксированные дорожными камерами.
Планируется, что правительство РФ установит требования к комплексам и софту, правилам размещения камер, информированию автомобилистов. Если хоть одно из этих правил не будет соблюдаться, «письмо счастья» отправлено не будет.
В противном случае это станет основанием для отмены штрафа. Причем инспектор ГИБДД сможет сделать это самостоятельно, не дожидаясь протеста прокуратуры или жалобы от гражданина (сегодня без этого отменить постановление невозможно). Штраф с камеры будет отменяться при «несоответствии» данных об автомобиле сведениям, указанным в «письме счастья», к примеру, при неверном номере или модели машины.
Новый КоАП учитывает ошибки старого и не предполагает резкого роста штрафов, комментирует проект вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин: «Но отсутствует раздел, посвященный наказанию пользователей средств индивидуальной мобильности и электросамокатов». Господин Шапарин также заметил, что в документе отсутствует термин «средняя скорость», хотя ранее на его появлении настаивали многие эксперты. Основные коррупционные риски, считает Антон Шапарин, содержатся в новой статье, предполагающей лишение прав за систематические нарушения. Эксперт по камерам Григорий Шухман заметил, что из текста не ясно, допустимо ли камеру или смартфон в руках инспектора или гражданина относить к средствам автоматической фиксации. Споры об этом, напомним, ведутся в связи с применением в Москве приложения «Помощник Москвы» для фиксации нарушителей на газоне.
Проекты кодексов, сообщили “Ъ” в Минюсте, проходят согласования с 96 «заинтересованными ведомствами» и организациями, затем будут доработаны и снова выложены на regulation.gov.ru, после чего даст заключение Минэкономики.
Отдельное согласование должно быть получено у Минфина для оценки «финансовых последствий» для бюджетной системы (проект кодекса, напомним, помимо водительских санкций содержит массу других норм, влияющих на бизнес). Затем кодексы будут вноситься в правительство, но точных сроков нет.
kommersant.ru