Госдума увеличивает темп строительства трасс за счет экономии на проектировании. Госдума разрешила при проектировании дорог, развязок, эстакад и зданий не разрабатывать проекты организации дорожного движения. У проектировщиков, таким образом, больше не будет обязанности заранее просчитывать, где и как будут установлены знаки, разметка, камеры и светофоры. Документ подготовлен Минтрансом по поручению президента Владимира Путина — ведомство намерено таким образом ускорить темпы сдачи новых трасс. Однако опрошенные “Ъ” эксперты уверены, что инициатива способна заметно ухудшить качество дорожного движения.
Вам будет интересно:АВТОВАЗ объявил старт продаж LADA Granta c системой LADA Connect
Принятыми вчера поправками Госдума исключила из закона «Об организации дорожного движения» норму, согласно которой при разработке проектной документации на «объекты капитального строительства» (дороги, развязки, эстакады, здания и прочее) требуется разрабатывать проекты организации дорожного движения (ПОДД; включают схемы расстановки знаков, разметки, светофоров, барьерного ограждения, камер).
Инициатива, следует из пояснительной записки, направлена «на оптимизацию процедур в сфере строительства» и «сокращение сроков согласования документации и сроков получения разрешений на строительство».
В 2019 году с такой идеей выступил губернатор Курской области Роман Старовойт (экс-глава Росавтодора) на заседании Госсовета по вопросам развития сети автодорог и обеспечения безопасности движения. По итогам Госсовета президент Владимир Путин дал поручение правительству подготовить соответствующий законопроект, документ разработал Минтранс. В Госдуму поправки внесли в июле 2020 года, в первом чтении приняли в ноябре того же года.
Выступая в парламенте в ходе обсуждения законопроекта в первом чтении, заместитель министра транспорта Дмитрий Зверев пояснял: к моменту начала застройки или ввода объекта в эксплуатацию разработанный ПОДД обычно уже устаревает. Из выступления чиновника также следовало, что исключение коснется и строительства зданий: застройщику не надо будет думать заранее про парковки во дворе, выезд на проезжую часть и разметку. ПОДД будет обязательно разработан потом, без него движение не пустят, поясняли в Минтрансе, за это будут отвечать «уполномоченные в сфере организации дорожного движения» организации (в Москве, к примеру, это ЦОДД, на федеральных дорогах Росавтодор или госкомпания «Автодор»).
Принятие законопроекта может привести к тому, что дорогу построят с такими «геометрическими параметрами», что безопасно организовать движение будет невозможно, при этом появятся пробки, с которыми ничего нельзя поделать, опасается член президиума межрегиональной общественной организации «Координационный совет по организации дорожного движения» Евгений Литвин. «К примеру, нужно установить опоры под знаки, табло или камеры на мосту, но как это сделать, если конструктивно они не были предусмотрены проектом?» — недоумевает эксперт. Без согласованного ПОДД проезжая часть может оказаться гораздо уже, чем нужно, приводит другой пример член Общественного совета при минтрансе Московской области Андрей Мухортиков: «В итоге не будет обеспечена пропускная способность и безопасность движения. Сэкономят время, но выяснится, что потраченные миллиарды использованы неэффективно». Он называет схемы расстановки разметки, знаков, режим работы светофоров не просто ключевой частью проекта строительства дороги, а базисом, вокруг которого он должен быть сформирован. Господин Мухортиков оценивает затраты всего в 1–2% от сметы проекта.
Вместо того чтобы наращивать компетенцию проектировщиков, предлагается сначала построить, а потом придумывать, как грамотно все организовать. Это ставит телегу впереди лошади»,— резюмирует эксперт.
Законопроект может обернуться еще большими тратами, когда надо будет потом исправлять допущенные ошибки, отмечает Евгений Литвин. «Денег в регионах на реализацию ПОДДов, как правило, нет, и непонятно, за чей счет эти работы будут выполняться»,— говорит он.
В Минтрансе на запрос “Ъ” не ответили.
Иван Буранов. kommersant.ru