Цены на подержанные автомобили в России продолжают увеличиваться быстрее, чем на новые. Средний рост их стоимости в первом квартале, по подсчетам «Авто.ру», составил 5,2%, в дилерском сегменте еще выше — 10%. Сейчас годовалый автомобиль можно продать дороже его исходной цены, и на рынке ожидают, что еще несколько лет машины не будут терять в стоимости после выезда из автосалона. Ситуации способствуют дефицит новых машин и их постоянное удорожание.
Вам будет интересно:ГИБДД начала штрафовать нарушителей при помощи соцсетей
Средний рост цен на подержанные автомобили в РФ за первые три месяца 2021 года составил 5,2%, подсчитали в «Авто.ру». То есть цены увеличиваются быстрее, чем на новые машины (3,8%). Среди наиболее популярных моделей на вторичном рынке быстрее всего росла стоимость Skoda Octavia (в среднем на 11,5%, до 723,1 тыс. руб.), Toyota Camry (на 10%, почти до 1,4 млн руб.), BMW 5 (на 9,4%, до 1,3 млн руб.) и Mercedes-Benz E-Class (на 9,3%, до 1,5 млн руб.). Медленно росли цены на отечественные ВАЗ-2107 (на 2%, почти до 68 тыс. руб.) и Lada Kalina (на 3%, до 221,5 тыс. руб.).
Ускорение роста цен на вторичном рынке началось еще в прошлом году. С начала 2020 года они в среднем увеличились на 25%, тогда как на первичном рынке — на 15%, говорят в «Авто.ру». Общий объем продаж подержанных машин в РФ в 2020 году вырос на 1,7%, до 5,4 млн штук, в первом квартале этого года — на 3,3%, до 1,2 млн штук, подсчитал «Автостат». Продажи новых автомобилей падали.
Дилеры говорят о еще более активном подорожании подержанных машин.
В «Рольфе» отмечают рост цен на машины в возрасте до десяти лет на 10,7% в первом квартале по сравнению с началом года. В «Авилоне» фиксируют рост на 30% год к году, средний чек увеличился с 1,1 млн до 1,5 млн руб. В «Прагматике Эксперте» увеличение цен составило в среднем 20% за первый квартал.
Спрос на автомобили с пробегом остается стабильно высоким, поясняет глава АГ «Авилон» Андрей Павлович, наиболее востребованы автомобили в возрасте до двух-трех лет с небольшим пробегом и одним хозяином, они реализуются почти сразу после появления на рынке. При этом доступность «трехлеток» сократилась: их стали реже сдавать в trade-in, увеличился срок эксплуатации. О сокращении предложения «трехлеток» на 33% к первому кварталу 2020 года говорит и Александр Сурков из «Прагматики Эксперта». У «Рольфа» же, наоборот, нет дефицита «трехлеток»: за первый квартал число предложений в возрасте двух—четырех лет увеличилось на 12,2%, в апреле — еще на 2,9%.
Вторичный рынок не пополняется свежими моделями из-за дефицита новых машин, полагает гендиректор Fresh Auto Денис Мигаль, также покупатели не спешат расставаться с автомобилем из-за сокращения доходов. По его мнению, удорожание поддержанных автомобилей не связано с ростом цен на новые модели.
При отсутствии выбора продавцы устанавливают выгодные им ценники, и стоимость трехлетних машин становится выше их исходной цены»,— говорит он.
Гендиректор «Яндекс.Вертикали» (включает «Авто.ру») Павел Алешин считает возможной «нормализацию» ситуации с ценами на подержанные автомобили ближе ко второму полугодию, но «дешеветь они не будут». Андрей Павлович полагает, что рост стоимости автомобилей с пробегом остановится «и, возможно, цены даже пойдут вниз», когда импортеры смогут заполнить склады и снова начнут предлагать подарки и бонусы.
Владислав Хайновский из «Aвтодома» ожидает стабилизации цен на вторичном рынке вслед за первичным, но не ждет этого в 2021 году. Владимир Желобов из «Автоспеццентра» ожидает стабилизации в ноябре-декабре. Однако, подчеркивает Денис Мигаль, еще как минимум два года автомобиль не будет, как прежде, терять в цене сразу после того, как покидает автосалон.
Сергей Удалов из «Автостата» согласен, что остаточная стоимость автомобилей в РФ «выросла как никогда». Он отмечает подобный тренд и на первичном рынке: машины уходят по стоимости выше рекомендованных розничных цен для дилеров. По мнению эксперта, только при устранении дефицита по определенному числу новых моделей авторынок начнет вновь трансформироваться в рынок покупателя.
Ольга Никитина. kommersant.ru