Эксперты авторынка сделали прогнозы продаж на следующий год. Первый квартал, по их мнению, будет хуже, чем в 2020–м, а со второго начнётся рост.
Корреляция между ценами на нефть и продажами новых легковых автомобилей в России сохраняется. При этом машин сейчас продаётся почти вдвое меньше, а денег по объёму тратится почти столько же. Исходя из этого можно предположить, что рынку расти особо некуда. Такое мнение высказал директор агентства "Автостат" Сергей Целиков на XI Международном московском автомобильном форуме. По его оценке, в 2020 году объём продаж новых легковых автомобилей в России составит 1,42–1,45 млн. "В I квартале следующего года мы увидим отрицательные значения в пределах 10%, поскольку годом ранее была высокая база, а в конце этого года ожидается также высокий спрос. Во II квартале, мы полагаем, будет положительная динамика с высокими цифрами, так как годом ранее на этот период пришёлся локдаун. А дальше пока сложно прогнозировать", — рассуждает Сергей Целиков. По оценкам "Автостата", в 2021–м развитие рынка может пойти по одному из трёх сценариев. Согласно оптимистичному, объём продаж увеличится на 5%, до 1,52 млн машин. По базовому сценарию снижение составит 5–6%, до 1,35 млн. По пессимистичному ожидается сокращение на 12%, до 1,25 млн. "Не исключаю, что через 1–2 года мы вернёмся к показателю 1,7 млн автомобилей в год", — говорит Целиков.
Вам будет интересно:Объявлены цены на новые комплектации для KIA Seltos
Вам будет интересно:Компания, создавшая «Е-мобиль», представила еще и электробайк Punch для России
Председатель комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) Томас Штэрцель пока ограничивается прогнозом на 2020 год — 1,5 млн проданных новых легковых автомобилей. Таким образом, снижение по отношению к предыдущему году составит 13,5%. "Ещё не закончился декабрь, а обычно это сильный по продажам месяц. Может, будет даже лучше, чем наш прогноз", — говорит Штэрцель.
Он напоминает, что в I квартале текущего года отмечался небольшой прирост. Хотя, конечно, ограничения, введённые в России с конца марта, кардинально изменили ситуацию. "В апреле 2020 года российскую индустрию ожидало сильнейшее падение продаж, которое мы назвали чёрным апрелем, — вспоминает Штэрцель. — Влияние коронавируса привело к частичному или полному закрытию глобального производства автокомпонентов и запчастей, логистика изменилась, а существующие планы пришлось пересмотреть. Коллапс повлиял на нефтяной рынок, на курс валют, на падение продаж и производство автомобилей и запчастей". Конечно, всё это также привело к снижению выручки игроков рынка, но индустрия всё же смогла получить государственную поддержку, напоминает он.
Президент Ассоциации российских автодилеров (РОАД) Вячеслав Зубарев говорит, что не припоминает, когда ещё в течение года ситуация на рынке оценивалась бы настолько по–разному. "Как минимум трижды мы меняли видение будущего. Накануне 2020 года мы смотрели в будущее с умеренным оптимизмом, в апреле — с крайним пессимизмом, но затем ситуация оказалась всё же не такой драматичной", — отмечает Зубарев. По его мнению, слабеющий рубль ускорил желание покупать автомобили. На рынок также повлияло закрытие границ, из–за чего выросло число желающих отправиться отдыхать на новом автомобиле. Но и с учётом оперативной реакции Минпромторга РФ проценты по кредитам стали более доступны.
"Массовых банкротств дилерских предприятий не произошло. Мы в общем в рабочем состоянии. Но боюсь, что испытания не закончены, — прогнозирует Зубарев. — В целом перспектива просматривается очень осторожно. Есть ощущение, что клиентский спрос выдыхается и в I квартале следующего года ситуация резко изменится".
Мир ещё не вступил в эпоху постковида, и пока непонятно, когда это произойдёт, полагает генеральный директор АЕБ Тадзио Шиллинг. По его оценке, российская автомобильная индустрия после весеннего обвала уже неплохо восстановилась. "Даже иронично говорят, что была нехватка запчастей и их поставок, потому что дилеры были пессимистично настроены и не ожидали такого спроса", — отмечает эксперт.
На текущий момент в Европе производство сокращено примерно на 23%, напоминает генеральный директор Европейской ассоциации автопроизводителей Эрик–Марк Уитем. "Мы стали пересматривать планы и целевые показатели. Проблемы с поставками до сих пор остаются, некоторые запчасти сложно получить. Мы ожидали, что после первой волны всё будет лучше, но это пока не так", — отмечает он.
По оценке Уитема, автомобильной отрасли предстоит столкнуться с двумя основными вызовами, которые изменят будущее фундаментально. "Точка изменения технологий производителей — декарбонизация и цифровизация. Автомобили будут становиться более “зелёными” и цифровыми. И эти процессы происходят в одно и то же время", — говорит Уитем. Он напоминает, что на данный момент треть патентов в отношении "беспилотников" подано в Европе. "Мы также стремимся к полной интеграции с мобильными телефонами, управлению жестами и т. д. Конечно, это всё займёт несколько лет", — отмечает Уитем.
Аналогичной точки зрения придерживается генеральный секретарь Европейской ассоциации автомобильных поставщиков Сигрид де Врис. "Думаю, что сейчас в автоиндустрии не осталось ничего традиционного. Мы декарбонизируемся, цифровизируемся. Хотим сделать автопарк полностью “зелёным”, снизить число погибающих в ДТП. Вопрос не в том, стоит ли по этой дороге идти. Он в том, каким образом по ней пройти", — резюмирует она.
АЛЕКСАНДР МИГАЛЬ Управляющий директор Kia Motors Rus: "Идёт очень резкое структурное изменение спроса. С июля по ноябрь мы жили в ситуации некоего ажиотажа, что позволит по итогам года выйти на неплохой результат. Но я бы не стал обольщаться и ожидать, что спрос, который мы видим сегодня, перейдёт на следующий год. Мы пока видим, что люди стараются спасти накопления от инфляции, вследствие чего есть некий взрыв на рынках недвижимости и новых легковых автомобилей. От правительства мы ожидаем транспарентных, устойчивых мер по выходу отрасли из кризиса и регуляции спроса". ЯН АЙХИНГЕР, Генеральный директор "Ман Трак энд Бас Рус": "Колебание курса валют в текущем году повлияло на то, что сектор импорта на рынке коммерческих автомобилей сжался на 22%, тогда как весь авторынок России — на 8%. Есть, например, мощная программа обновления рынка автобусов, но наши клиенты в Санкт–Петербурге лишились туристического потока — весь парк стоял пустой, и снижение оборота достигало 85%. Конечно, это очень сложная ситуация, которая затрагивает не только нашу индустрию. Мы ждём, что правительство примет меры для стабилизации ситуации. Может быть, введёт побуждающие стимулы для перехода на стандарт Евро–5 или Евро–6". Светлана Афонина. dp.ru