Спасение дилеров сегодня — в оптимизации и осознании того факта, что к любому кризису нужно готовиться загодя, а не когда он уже наступил.
О коронавирусе, автомобильном рынке России, ценах, динамике продаж и отсутствии универсальных рецептов по выходу из кризиса деловому изданию «Инвест-Форсайт» рассказал президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Олег Мосеев.
Вам будет интересно:Стоит ли отдавать за обновленный Hyundai Solaris больше 1 млн рублей
— Как вы считаете, насколько серьезное влияние пандемия коронавируса может оказать накопленным эффектом на российский автопром и авторынок?
— Влияние прежде всего оказывается на всю экономику и опосредованно — на автомобильную отрасль. При оптимистичных прогнозах следует ждать 30-процентного снижения продаж новых машин, при пессимистичных — до 50%.
По автомобилям с пробегом пока сказать сложно, но большинство экспертов сходится на том, что вторичный рынок тоже покажет отрицательный результат. Плюс на вторичном рынке, если экономическая ситуация будет ухудшаться, следует ожидать снижения стоимости машин.
Если люди не смогут оплачивать кредиты на машины, то они будут выставлять их на продажу, а при росте предложения неминуемо будет снижаться цена.
— Насколько цены могут упасть?
— Сказать невозможно, любые оценки сегодня сродни гаданию на кофейной гуще, так как никто не понимает глубины экономической ямы, в которую мы падаем. Плюс явно будет снижение по сервису, так как автопарк уже два месяца существует со значительно меньшим пробегом, чем в обычное время. Соответственно, это приведет к снижению загрузки сервисов, как дилерских, так и не дилерских. Помимо этого, в сложной экономической ситуации люди будут вынуждены экономить, так что средний чек на сервисе тоже будет сокращаться.
— А есть ли какие-то регламенты, пользуясь которыми, дилеры в это сложное время смогут сохранить бизнес?
— Универсальных таблеток, к сожалению, нет. Но очевидно, что нужен целый комплекс мер. Если говорить непосредственно про дилеров, то нужно оптимизировать затраты под новые условия, к сожалению, включая число персонала. Это оптимизация бизнес-процессов с оглядкой на новые условия, когда клиенты как можно большее число услуг хотят получать «удаленно». И речь тут даже не про онлайн-продажи, а про дистанционную коммуникацию с клиентом.
— А в той части, которая касается других сторон авторынка?
— Да, есть сторона дистрибьютора и сторона государства. Что касается дистрибьюторов, им стоит серьезно пересмотреть нагрузку на дилеров. Кстати, часть из них во время совсем жесткого периода пошла навстречу дилерам, но часть не пошла навстречу или пошла условно с точки зрения требований. И я даже не говорю про инвестиционные вложения, я говорю про операционные моменты — это и тестовый парк, и подменные машины, и требования по количеству сотрудников.
Плюс еще есть государство, которому тоже нужно, раз уж внесли дилеров в список пострадавших от пандемии отраслей, более комплексно подойти к решению проблем этого сегмента экономики, сделать так, чтобы помощь была оказана всем, а не как сейчас: только 10–15%.
— Дилерский рынок — не ожидает ли его огромное число банкротств?
— Любые озвученные по этому поводу цифры сейчас все равно что указать пальцем в небо. Если рынок сократится в два раза и при этом еще будет падение по сервису, то тяжело представить, какое количество уйдет с рынка, невозможно. Понятно, что надо еще смотреть на финансовое состояние дилера и конкурентную среду. Потому что, например, если дилер один в городе, то ему будет проще, а если их, допустим, шесть, очевидно, что конкурентная борьба приведет к тому, что часть закроется, даже если город — миллионник.
— Какие выводы должно сделать дилерское сообщество из этой пандемии?
— Выйти из пандемии надо с пониманием того факта, что всегда стоит быть готовым к худшему. И готовиться к нему не тогда, когда оно уже случилось, а заранее. Дилеры, которые смогли сразу предпринять какие-то меры по поддержке своего бизнеса, имеют шансы пройти такого рода периоды с меньшими, не катастрофичными потерями.
— Универсального рецепта в этой ситуации нет?
— Да, его нет, так как каждая ситуация уникальная, у каждого дилера есть, с одной стороны, набор проблем, а с другой стороны — возможностей.
asroad.org