Вирус обезопасил дорожное движение. Число ДТП радикально упало из-за самоизоляции, ограничений и замедления экономики
В апреле число ДТП сократилось на 43,4%, в отдельных регионах — на 65–90% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Такая динамика наблюдается впервые за всю историю наблюдений за аварийностью в России. Падение показателей объясняется не только введенными ограничениями, но и общим замедлением экономики, приведшим к сокращению пробегов транспорта, говорят эксперты. В столице и ряде других регионов из-за опустевших дорог выросло число нарушителей скоростного режима и, как следствие, количество погибших в ДТП.
Вам будет интересно:Кроссовер Geely Coolray за миллион уже у дилеров!
В апреле 2020 года аварийность на дорогах сократилась по сравнению с прошлогодними показателями на 43,4%, до 6,2 тыс. аварий, количество погибших в ДТП — на 23,3%, до 768 человек, раненых — на 42,7%, до 7,8 тыс. человек, следует из опубликованных ГИБДД России данных. Подобной динамики не наблюдалось за всю историю наблюдений за аварийностью в России, говорит глава общественного совета Минтранса, директор Института экономики транспорта ВШЭ Михаил Блинкин. Причем этому предшествовал с декабря 2019 года по февраль 2020 года рост аварийности.
Лидером по динамике стала Чечня, где аварийность снизилась на 88%: в апреле в регионе произошла всего одна авария с одним пострадавшим. Далее идут Москва (снижение аварийности на 66%), Пермский край (–65,2%), Курская (–61,3%), Магаданская (–60%) области. В Томской, Ульяновской областях, Карелии, Республике Коми, Забайкальском крае и Хакасии аварийность сократилась в пределах всего 15–19%.
Показатели аварийности находятся в прямой зависимости с темпами замедления экономики, объясняет Михаил Блинкин, падает совокупный пробег автопарка, а значит, происходит меньше аварий.
Похожая ситуация, по его словам, наблюдалась во время кризиса 1998 года. Экономика в субъектах просела по-разному, о чем свидетельствуют показатели, отличается и жесткость ограничительных мер, говорит господин Блинкин. Чечня, к примеру, одной из первых ввела ограничения и закрыла границы для въезда и выезда, передвижение по республике ограничено с 20:00 до 8:00 (глава региона Рамзан Кадыров пообещал смягчить режим после 12 мая). Власти Томской области сохранили свободное передвижение в пределах региона, отказавшись от пропускной системы.
«Сильное влияние на статистику оказало состояние автодорог,— отмечает Михаил Блинкин.— К примеру, в Москве улично-дорожная сеть почти в идеальном состоянии, при уменьшении количества транспорта растут скорости, и, как следствие, увеличивается тяжесть последствий». За месяц число погибших на столичных дорогах выросло на 19%, при этом количество транспорта уменьшилось почти вдвое (8 мая на дорогах Москвы перемещалось 1,48 млн машин, год назад в аналогичный день — 2,21 млн)
Дороги во время режима повышенной готовности стали в разы свободней, скорость выше, и некоторые водители грубо превышают лимит,— подтвердили “Ъ” в столичном Центре организации дорожного движения.— В апреле произошло два ДТП, в каждом из которых погибли сразу по три человека, в машинах были водитель и два пассажира. Это очень много, поэтому и такой отрицательный всплеск в статистике».
Рост скорости движения наблюдается не только в Москве, отмечает член правительственной комиссии по безопасности движения Наталья Агре. «Малочисленные автомобили и отсутствие людей создают мнимое ощущение безопасности,— поясняет она.— Водители разгоняются и смело отводят глаза от дороги, так как препятствий кажется меньше. Отвлекаются чаще всего на смартфоны. Из-за этого увеличивается количество тяжелых попутных столкновений. Те, кто нарушает режим самоизоляции, вообще склонны и к нарушению ПДД, это вопрос общей культуры поведения».
Если экономика вернется к нормальному функционированию к середине лета, то наблюдаемые весной колебания аварийности на общую картину по итогам года сильного влияния не окажут, отмечает Михаил Блинкин. «Уже после 12 мая, когда в ряде регионов будет разрешена стройка и промышленность, часть транспорта вернется на дороги»,— говорит он.
Иван Буранов. https://www.kommersant.ru/doc/4342003