Тольяттинский автопроизводитель отмечает полувековой юбилей. По такому поводу мы решили вспомнить о достижениях его первенца, легендарной ВАЗ 2101, а также необычных и редких версиях.
Как известно, первые шесть экземпляров ВАЗ-2101 были выпущены 19 апреля 1970 года, а в течение первого года производитель построил 23 тысячи экземпляров. За все время выпуска с 1970 по 1988-й в Тольятти собрали 4,85 млн. "копеек" и ее модификаций с кузовом седан.
Вам будет интересно:О чем попросил президент АВТОВАЗа президента России?
Автомобиль появился в то время, когда советским водителям приходилось выбирать между "Запорожцем" и "Москвичом", восхищенно поглядывая в сторону недоступной для большинства "Волги". А тут Fiat. Вернее, машина, созданная на основе "итальянца" — серийный ВАЗ-2101 имел множество отличий от прообраза. В частности, он получил не нижневальный, а верхневальный двигатель, модифицированную подвеску для эксплуатации в непростых дорожных условиях, задние барабанные тормоза вместо дисковых, усиленным сцеплением и доработанной коробкой передач.
"Нольпервая", как её тогда называли, превратилась в объект поклонения фанатов советской классики. Часть аудитории сохраняет машины в оригинальном состоянии, другие владельцы переделывают их. Особняком стоят редкие мелкосерийные модификации и прототипы.
Пикап-"копейка"? Был и такой, причем это не самоделка, а машина, собиравшаяся на предприятии для заводских нужд.
Пикапы делались из отбракованных кузовов. Отрезалась задняя часть кабины, а то, что оставалось переделывали в грузовую платформу, устанавливая также перегородку с окном.
Развозные "копейки" использовались на праздничных демонстрациях — завод поставлял до полусотни машин для транспортировки лозунгов и прочей атрибутики.
С виду это обычный ВАЗ-21011, а по факту уникальный ВАЗ-21018 с односекционным роторно-поршневым двигателем мощностью 80 л.с. при 6000 об/мин, позволявшим развивать до 143 км/ч. Всего было выпущено полсотни экземпляров, но позже РПД заменили на обычный двигатели. Позже появился ВАЗ-21019 "Аркан" со 120-сильным двухсекционным РПД. Автомобиль мог развивать до 160 км/ч и был адресован силовым структурам.
ВАЗ-2101-94 для милиции тоже был интересен — он отличался двигателем объемом 1,5 л от ВАЗ-2103. (фото denisovets.ru).
Чем необычна эта версия? Расположением руля справа — это модификация для рынка Великобритании.
Вот такой могла стать «копейка» после рестайлинга. Увы, экспериментальный автомобиль 1975 года с индексом 2101-80 так и остался макетом.
Это не копейка, а… Porsche. Так немецкая компания, сотрудничавшая с отечественным производителем, в 1976 году представляла себе модернизированный ВАЗ-2103.
Автор Федор Григорян. https://autorambler.ru