Минтранс подготовил проект масштабных изменений в Правила дорожного движения (ПДД). Пользователей электросамокатов, моноколес и сигвеев выделят в отдельную категорию участников движения: им запретят выезжать на автомагистрали и проспекты, а также передвигаться в «болезненном состоянии». Ряд запретов не минует даже обладателей роликовых коньков и скейтов. Для автомобилистов Минтранс также подготовил нововведения: уточняются правила стоянки автомобилей и правила кругового движения.
Вам будет интересно:АВТОВАЗ опроверг слухи о снятии гарантии с «перепрошитых» Lada
Поправки к ПДД размещены Минтрансом на regulation.gov.ru и касаются, в частности, движения электросамокатов, моноколес, сигвеев, гироскутеров и других аналогичных устройств. Сегодня их обладатели приравнены к пешеходам, но в связи с ростом пользователей и числа дорожных происшествий Минтранс предлагает ввести новый термин — «средство индивидуальной мобильности» (СИМ): устройство с одним или несколькими колесами (роликами), предназначенное для передвижения посредством использования электродвигателя или мускульной энергии человека. В эту категорию попадут также роликовые коньки, самокаты, скейтборды.
Требования к пользователям СИМ будут зависеть от их возраста.
Так, ребенок до семи лет сможет кататься на тротуаре, пешеходной или велопешеходной дорожке (как и сейчас, он будет пешеходом). Подросток 7–14 лет сможет выезжать еще и на велосипедную дорожку. Пользователи СИМ старше 14 лет получат право пользоваться проезжей частью велосипедных зон, а также полосой для велосипедистов. Если такой инфраструктуры нет, разрешат выезжать на правый край проезжей части или на обочину.
При совместном с пешеходами движении разгоняться на СИМ быстрее 20 км/ч будет запрещено.
Все пользователи устройств обязаны в темное время суток включать фонари или фары. Речь идет, судя по поправкам, о штатных фонарях электросамокатов либо о налобных фонарях (для пользователей скейтов или роликов). В состоянии опьянения, под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих внимание и реакцию, а также в «болезненном состоянии» пользоваться электросамокатами и другими СИМ запретят.
Вводится новый знак 3.35 «Движение лиц на средствах индивидуальной мобильности запрещено». Обладателям СИМ также запретят проезжать под знак 3.1 «Въезд запрещен» (кирпич), за исключением случаев езды по тротуару. Оговорены и условия выезда на проезжую часть при отсутствии других способов проехать. Для этого пользователь СИМ должен быть старше 14 лет; скорость движения по дороге не должна превышать 60 км/ч; СИМ должно быть оборудовано электродвигателем, тормозами, звуковым сигналом, белой фарой (фонарем) и световозвращателями. На гироскутерах и моноколесах выезжать на проезжую часть запретят.
Другой блок поправок касается автомобилистов.
В частности, вводится запрет на остановку на островках безопасности. Отсутствие такого запрета, поясняют в Минтрансе, провоцирует хаотичную парковку и рост аварийности. Уточняется, что зона действия знака 3.27 «Остановка запрещена» прекращается в месте установки знака «P» (стоянка) или таблички 6.4 «Парковка». Подобная норма вводится в связи с «обращениями граждан, а также судебной практикой, в целях исключения разночтений ПДД», уточнили в Минтрансе. Меняются правила проезда круговых перекрестков: в действующих ПДД заложен принцип «на круге главный», уточняется — «только в случае пересечения равнозначных дорог».
Всем грузовикам запрещена будет остановка в жилых зонах вне «специально отведенных для этого мест». Сейчас такой запрет для автомобилей массой более 3,5 т. В Минтрансе объясняют, что случаи стоянки грузовиков и автобусов во дворах и жилой зоне «участились», но оснований для «принятия мер» в отношении нарушителей нет.
Глава ассоциации «Грузоавтотранс» Владимир Матягин поправки поддержал. «Грузовикам и легковым автомобилям во дворах тяжело разъехаться,— говорит он.— Коммерческий транспорт должен храниться на спецстоянках». Глава «Союза пешеходов» Владимир Соколов назвал поправки к ПДД «разочарованием». «Пользователи СИМ получают право выезжать на пешеходные дорожки на скоростях до 20 км/ч,— говорит он.— Во-первых, ни пользователь, ни полиция скорость эту замерить не смогут — нет приборов. Во-вторых, 20 км/ч — это очень большая скорость для тяжелого устройства, которое и затормозить-то толком не может. А в случае столкновения ответственности почти никакой, потому что СИМ решено не приравнивать к транспортным средствам». Проект поправок, по мнению господина Соколова, подготовлен в интересах «продавцов электросамокатов» и прокатных контор. «Они активно участвовали в совещаниях в Минтрансе,— рассказывает Владимир Соколов.— Очень много было выступлений, что бизнес этот нужно развивать для поднятия экономики. Если разработчики документа считают, что экономика важнее безопасности и человеческой жизни, так надо и говорить».
Поправки Минтранса будут проходить экспертизу до 4 июня. По данным “Ъ”, проект изучают в Госавтоинспекции и готовятся дать заключение.
Иван Буранов. kommersant