Сборка первых ВАЗ 2101 осуществлялась с ночь с 18 на 19 апреля. А 19 апреля 1970 года было воскресеньем. Первые «Жигули» собирали к особенной дате, которую отмечала вся страна. Это 22 апреля 1970 года – столетие В.И.Ленина.
Производство
- Массовое производство «Жигулей» было налажено довольно быстро. Уже в 1970 году было собрано более 23 тысяч машин.
Вам будет интересно:Сколько стоит сегодня ВАЗ-2121 в США ?
- На «единичку» устанавливали разные моторы, объемом 1,2 л и 1,3 л. А самым мощным - 120 л.с. – был роторно-поршневой двигатель. Для советских спецслужб была выпущена опытно-промышленная партия таких машин.
- С 1970 по 1988 было изготовлено 4,8 миллиона LADA первой модели, включая модификации, а если быть точным, 4 846 900 автомобилей. И это была самая массовая модель за историю АВТОВАЗа, более того – за историю российского автопрома.
- 19 апреля - эта дата объявлена в АО «АВТОВАЗ» корпоративным праздником, Днем первого автомобиля.
Бренд
Вам будет интересно:Было: «Джи Эм-АВТОВАЗ», стало: «ЛАДА ЗАПАД ТОЛЬЯТТИ»
- Первые «Жигули» получили всем нам известный логотип с серебристой ладьёй. В этой эмблеме – стилизованная буква «В» (ВАЗ), а еще ладья – это символ движения.
- Имя для нового российского автомобиля выбирали голосованием – победило название «Жигули», по наименованию горной системы, расположенной рядом с г. Тольятти. Были и народные прозвища – «единичка», «ноль первая», «Жигулёнок». Слово «копейка» начали применять гораздо позже, в 90-х годах.
Экспорт. Продажи. Сервис
- Продажи «Жигулей» начались в августе 1970 года. Первый проданный автомобиль (вишнёвого цвета) хранится сейчас в музее АВТОВАЗа.
- Слово «Жигули» не подходило для экспорта (не очень благозвучно в ряде языков), поэтому при поставках за рубеж использовали название LADA.
- Первая партия автомобилей была отправлена на экспорт уже в 1971 году - в Югославию, Бельгию, Голландию и Финляндию. За рубежом LADA любили за прочность и за низкую цену. В 1971 году было экспортировано более 57 тысяч автомобилей LADA – это более трети всего годового экспорта легковых автомобилей СССР.
Вам будет интересно:Россия намерена утроить производство легковых автомобилей
- В 1972 году Волжскому автозаводу вручили международную премию «Золотой Меркурий» - на тот момент высшую награду в сфере европейской торговли. Это стало символом признания продукции Волжского автозавода – автомобиля LADA
- В 1972 году автомобили LADA составили уже половину от общего числа советских экспортных поставок легковых автомобилей.
- До «Жигулей» в нашей стране не было полноценной системы фирменного автосервиса. Именно Волжский автомобильный первым в СССР реализовал принцип «произвожу-продаю-обслуживаю». В 1969 году подписан приказ «Об организации отдела технического обслуживания автомобилей». Сначала планировали строить громадные автоцентры на 55 постов, но потом создали проекты 15, 10, и 6-постовых станций. Это приблизило сервис к клиентам и позволило увеличить количество СТО. В 1975 году действовало 30 спецавтоцентров, 130 стационарных и 100 передвижных(!) СТО. В этот же период через спеццентры продавалось около 150 тысяч автомобилей в год – примерно половина от общего объема продаж.
- Сегодня у LADA около 300 дилеров в РФ, практически все прошли ребрендинг под новый современный стиль.
Признание
- В 1973 году автомобилю ВАЗ-2101 был присвоен Государственный знак качества.
- ВАЗ-2101 по итогам опроса журнала «За рулем» был назван «Российским автомобилем столетия. Более 80 тысяч человек приняли участие в голосовании. На втором месте была «Волга» ГАЗ-21, а на третьем – LADA 110. Она только-только вышла на рынок, и как отмечала редакция «За рулем», это признание машина получила «авансом».
ВАЗ-2101 сегодня
- «Единичка» – очень надежная и долговечная машина. Успешно используется и сегодня – около 400 тысяч автомобилей стоит на российском учете в настоящее время (по данным АА «Автостат»).
- Три года назад Филип Фогел и Петр Явурек из чешского города Честице совершили кругосветку на LADA 2101. Энтузиасты стартовали весной 2017 года, и за 10 месяцев проехали 50 тысяч километров. Автомобиль 1975 года достойно выдержал путешествие, и сейчас хранится в музее АВТОВАЗа.
- Сегодня LADA 2101 стала предметом коллекционирования. Клубы любителей этого автомобиля действуют как в России, так и в Европе. Единомышленники объединяются также с помощью глобальной сети, к примеру, адрес клуба любителей ретро-автомобилей LADA HISTORY в Интернете: https://vk.com/ladahistory. Клуб образован в Тольятти, но объединяет ценителей ретроавтомобилей по всей России, и даже странах ближнего и дальнего зарубежья. Ежегодно в День открытых Дверей на АВТОВАЗе проходит ретро-выставка с участием «Жигулей», отреставрированных и подготовленных клубом LADA HISTORY.
Автоспорт
- В 2020 году отмечается не только 50-летие автомобилей LADA, но и 50-летие заводского автоспорта. Впервые на старт официальных соревнований «Жигули» вышли в начале 1971 года. Стартуя на трех практически стандартных машинах, советские экипажи сотворили сенсацию на ралли-марафоне «Тур Европы». В соперничестве с автомобилями признанных мировых марок сходу было завоевано «серебро» абсолютного зачета!
- В 1979 году ВАЗ-2101 под управлением Николая Елизарова блистал на легендарных спецучастках этапа Чемпионата Мира по ралли «Акрополис». К финишу сложнейших соревнований, проходящих на греческих каменистых дорогах, советский автомобиль прибыл на 9 месте абсолютного зачета!
- В 2004 году ВАЗ-2101 принял участие в гонках ретро-автомобилей в Германии. На знаменитом кольце «Нюрбургринг» он стал первым в своем классе, обогнав десятки соперников.
Конструктив
- В качестве платформы был использован итальянский FIAT-124, получивший в 1966 году титул «Автомобиль года».
Автомобиль ВАЗ-2101 во многом отличался от базовой модели. В первую очередь, совершенно новым двигателем с верхним расположением распределительного вала и увеличенным межцентровым расстоянием цилиндров, что в будущем позволило неоднократно повышать литраж мотора. В сцеплении увеличился наружный диаметр фрикционных накладок. В коробке передач применены более надежные синхронизаторы. Переработана передняя подвеска: изменена ее кинематика, усилены многие детали, в том числе пружины и шаровые опоры. Трехрычажная задняя подвеска уступила место прогрессивной пятиштанговой конструкции. С целью повышения надежности и прочности был усилен кузов автомобиля. Увеличен дорожный просвет.
В общей сложности в конструкцию базового автомобиля было внесено свыше 800 конструкторских изменений.
Хроника ВАЗ-2101
1966 – В общественном центре FIAT, прошла официальная презентация нового легкового автомобиля FIAT-124. Он настолько понравился журналистам, что получил почетный титул «Автомобиля года».
1966 – Министерство внешней торговли СССР и АО FIAT (Турин, Италия) заключили генеральное соглашение о сотрудничестве в области разработки конструкции автомобиля, проекта автомобильного завода и его строительства в СССР.
1967 – Началось строительство Волжского автозавода.
1968 – Начались эксплуатационные испытания прототипов автомобиля.
1969 – Начался монтаж главного конвейера ВАЗа.
1970 – В апреле на главном конвейере завода собраны первые шесть автомобилей ВАЗ-2101.
В августе Волжский автозавод начал реализацию автомобилей ВАЗ-2101 через торговую сеть. Первый товарный автомобиль был продан жителю г. Тольятти. Через 19 лет раритетный автомобиль вновь стал собственностью АВТОВАЗа, но в качестве музейного экспоната. Его владелец пересел за руль нового автомобиля LADA SAMARA, подаренного предприятием.
1971 – Собран 100-тысячный ВАЗ-2101 светло-палевого цвета. Автомобиль сохранен заводом, он стал музейным экспонатом.
Государственная комиссия приняла в эксплуатацию первую очередь ВАЗа по выпуску 220 тыс. автомобилей в год.
1974 – Собран миллионный автомобиль ВАЗ-2101.
1975 – С главного конвейера автозавода сошел 2-миллионный автомобиль, им стал ВАЗ-21011.
1979 – С главного конвейера Волжского автозавода сошел 5-миллионный автомобиль, им стал ВАЗ-2101.
1984 – Собран последний ВАЗ-2101 первой модификации.
1988 – Собрана последняя ВАЗ-21011.
Всего за период 1970-1988 гг. выпущено 4 846 900 автомобилей ВАЗ-2101 и его модификаций.