Перед наступлением зимы растет спрос на курсы контраварийного вождения. Зачем и кому показана специальная подготовка, и можно ли получить навыки такого вождения в обычной автошколе?
Безусловно, все водители, окончившие привычную автошколу, обязаны уметь противодействовать авариям, не попадать в них. Это прописано в Квалификационных требованиях, определенных приказом Минтранса № 278 от 28 сентября 2015 года. Согласно тексту документа, водитель должен уметь прогнозировать возникновение опасных дорожно-транспортных ситуаций в процессе управления и совершать действия по их предотвращению. Но... нет, контраварийному вождению в обычной автошколе "поточным методом" не научат.
Вам будет интересно:С салоном новой LADA 4X4 принципиально определились
Изначально комплексная программа "контраварийное вождение" была создана для сотрудников спецслужб. Она позволяла повышать их квалификацию и улучшать навыки управления автомобилем, дабы уберечь высокопоставленных лиц от неприятностей на дороге. Но с интенсивным ростом автомобилизации в городах подобные курсы начали пользоваться спросом и у обычных водителей. Начали появляться специализированные школы и инструкторы по подготовке «продвинутых» ездоков.
Надо разделять понятия защитного, контраварийного и экстремального вождения. Первое призвано научить водителей не попадать в ДТП в принципе. На занятиях инструкторы обучают правильно выбирать скорость, соблюдать безопасную дистанцию, наблюдать за происходящим и прогнозировать сценарий поездки. Такие уроки преподают в городской среде и на общих трассах. В конечном итоге обучающийся должен впитать в себя ответственный стиль управления автомобилем.
Контраварийное вождение позволяет научиться избегать сложных ситуаций с помощью техники управления машиной. Например, правильно входить в повороты, выбирать нужный угол поворота рулевого колеса, четко осознавать, когда нужно нажимать тормоз, а когда — газ. Наконец, экстремальное вождение дает ответ на вопрос, что делать, если критическая ситуация уже наступила. Сценарии сложных дорожных перипетий моделируют на специальных автодромах. Водитель не просто учится справляться с ними, но избавляется от страха перед неизвестностью.
Что характерно, по словам специалистов, курсы по безопасному и контраварийному движению пользуются спросом в основном у женщин. У них более адекватная самооценка своих водительских качеств и сознательное желание их улучшить. Мужчины в этом плане более самоуверенны - хотя им-то как раз зачастую это нужно даже больше.
Необходимый автоматизм действий водителя вырабатывается только после порядка 200 повторений упражнения, а для более сложных действий, (например, при управляемом заносе), и 2 000 повторений может быть мало. Конечно, обычная автошкола не обладает необходимыми для такой подготовки ресурсами, но основные приемы можно получить в рамках общего курса. Если делать акцент на обучении умению прогнозировать возникновение опасных ситуаций в процессе управления ТС и совершать действия по их предотвращению. Желающим водить грамотно, адекватно и не бояться опасных ситуаций на дорогах нужно, прежде всего, выбрать качественную автошколу. Не стоит экономить на базовом обучении. Большая конкуренция в этой сфере вынуждает недобросовестные школы занижать стоимость курсов, что, естественно, не лучшим образом сказывается на качестве обучения.
А если полученных в автошколе навыков недостаточно и вы чувствуете неуверенность за рулем - нужно инвестировать в собственную безопасность. Жизнь дороже, да и расходы после ДТП обычно такие, что разумнее однажды заплатить за то, чтоб научиться этих ДТП избегать. Стоимость курсов контраварийного вождения зависит от выбранной программы и продолжительности обучения. Да, это недешево - в больших городах за полноценную подготовку придется заплатить порядка 60 тыс. рублей. Но инструкторы могут преподавать и отдельные уроки - например, отработать парковку. Хотя лучше, конечно, все-таки комплексная программа, делающая из новичка уверенного спокойного водителя. По материалам 110 км.ru