В Госдуме вновь прозвучало предложение упразднить транспортный налог. Идея заменить его увеличенными акцизами на топливо обсуждается с завидной регулярностью еще с 2016 года.
На сей раз инициатором выступил зампредседателя комитета Госдумы по бюджету и налогам Сергей Катасонов. По его мнению, отменить ТН нужно было еще в 2012 году, после перехода на взимание акцизов за автомобильный бензин, а необходимую к получению сумму можно заложить в бензин. Акцизы на горюче-смазочные материалы в итоге подняли, но от уплаты налога не освободили.
Вам будет интересно:Новые Lada Granta проверяются на дефект тормозной системы
Почему не отменяют транспортный налог в России?
Отмена транспортного налога для автомобилей невозможна, считает премьер-министр России Дмитрий Медведев. Без транспортного налога туго придется прежде всего регионам. Акцизы пополняют федеральный дорожный бюджет, а транспортный налог – региональный, и как будут перераспределять общие деньги по субъектам РФ, пока трудно представить. Как считают эксперты, установить универсальный оптимальный коэффициент для всей России невозможно, поскольку он рассчитывается исходя из мощности авто и региональной ставки. Самая реальная и справедливая замена транспортного налога - его перерасчет, то есть снижение налоговой нагрузки для некоторый социально-незащищенных категорий людей: малоимущие и многодетные семьи, инвалиды.
Чего хотят автовладельцы Конечно, отмены налога. Система сборов с автомобилистов в момент покупки топлива на АЗС выглядит более справедливой и обоснованной еще и по той причине, что величина действующего транспортного налога зависит от мощности двигателя и не связана с частотой использования машины. Помимо этого, акцизы учитывают экологический урон, который наносит транспортное средство. Чем больше ездишь – тем больше вредишь экологии и, следовательно, больше платишь. Акцизы поднимают постоянно, что приводит к удорожанию ГСМ. Это вынуждает водителей выбирать более экологичные машины.
Ключевой аргумент отмены транспортного налога – платить должны те, кто использует авто на постоянной основе. В конце концов, доходы от налога на машину направляются на восстановление дорожного полотна. Правда, согласно расчетам, без налога цена за литр бензина вырастет на 2-3 рубля или на 5-7%. И это тоже никому не понравится.
Дмитрий Веселов , активист общественного движения «Убитые Дороги»:
- Если рассматривать вариант замены транспортного налога, то считаю, что нужно менять правила его начисления, не исходить только из лошадиных сил (его можно оставить лишь по типу «налог на роскошь»), а исходить из массы авто, нагрузки по осям, возможно, экологический класс задействовать, возраст транспорта, территориальное нахождение автомобиля, ведь сельские жители платят такой же налог, но часто кроме песчаных и разбитых дорог никакие не эксплуатируют. Это несправедливо. Многие моменты может изменить глава региона и даже отменить транспортный налог, здесь тоже выходит не очень справедливо. Например, в Москве нет транспортного налога на малолитражку, а в провинциальном городе вы будете вынуждены налог заплатить...
Еще и не платят
При этом нельзя не отметить, что с собираемостью транспортного налога ситуация год от года ухудшается: в среднем по стране долг составляет почти 30% от общего объема годовых отчислений. К такому выводу пришли эксперты консалтинговой компании PwC в ходе исследования эффективности региональной налоговой политики за 2018 год.Причем 30% – это лишь усредненное значение, в отдельных регионах недоплата по транспортному налогу достигает 60%. И речь идет исключительно о налогах физических лиц.
По мнению аудиторов, высокий уровень задолженности свидетельствует о неэффективной региональной политике налогообложения транспорта. Они полагают, что ее следует пересмотреть в том числе «с учетом социокультурных особенностей отдельных макрорегионов».
На сегодняшний день Налоговый кодекс допускает несколько вариантов установления ставок транспортного налога: в зависимости от возраста автомобиля или мощности двигателя. Дифференциация по возрасту сейчас действует в девяти регионах РФ, а по мощности (она более детальная, чем в Налоговом кодексе) – в четырнадцати, в том числе и в Москве.