ОСАГО в процессе реформы: полисы подешевели в 2019 году
Во всяком случае, так утверждают страховщики. По их подсчётам, средний ценник «автогражданки» снизился на 4%.
Российский союз автостраховщиков (РСА) подвёл предварительные итоги первого этапа реформы ОСАГО. Она началась с того, что 9 января 2019 года тарифный коридор был расширен на 20% как в сторону снижения, так и в сторону увеличения. Теперь компании имеют право выбирать базовую ставку из диапазона от 2 746 до 4 942 рублей. Это значение умножается на различные коэффициенты (они зависят от клиента), и таким образом формируется итоговая цена полиса.
Вам будет интересно:АВТОВАЗ определился с выходом новых версий Granta
До реформы большинство игроков рынка использовали максимальную базовую ставку. Неудивительно, что многие автомобилисты опасались того, что страховщики воспользуются шансом и повысят значение до новой «верхушки». Однако, не все компании сделали такой выбор, некоторые ограничились несколькими регионами; ряд участников даже снизили тариф.
В итоге за первый квартал 2019 года средняя цена полиса «автогражданки» стала меньше на 4%. По словам президента РСА, с 5 815 рублей она сократилась до 5 560 рублей. Однако для владельцев легковых автомобилей (физлиц) ценник упал чуть менее заметно – на 3% (с 5 635 до 5 488 рублей). Юрлицам, собственникам «легковушек», повезло больше, для них ОСАГО подешевело на 12% (с 8 132 до 7 183 рублей). Самым заметным стал спад (на 42%) – для владельцев мотоциклов (с 1 105 до 640 рублей).
Однако страховщики не стали отказывать себе в удовольствии поднять цены для собственников «убыточных» категорий транспорта. Так, для владельцев такси средняя стоимость полиса «автогражданки» увеличилась на 9% (с 16 321 до 17 760 рублей), троллейбусов – на 10%, трамваев – на 5%, автобусов – на 12%.
Отметим, на изменение цены ОСАГО повлияло также и то, что с 9 января по-новому рассчитывается коэффициент возраста-стажа (КВС): теперь у него 58 градаций вместо 4. Для клиентов с наибольшим риском – молодых и неопытных – коэффициент стал равен 1,87. Для наименее «рискованных» – водителей в возрасте старше 59 лет со стажем свыше 3 лет – значение почти в два раза меньше – 0,93.
По словам главы РСА, если процесс индивидуализации тарифов ОСАГО продолжится, а конкуренция между компаниями – усиливаться, то цены на полисы будут снижаться для большей части автовладельцев. Звучит, конечно, неплохо, однако законы рынка распространяются и на «автогражданку». Так что сильно полисы точно не подешевеют, иначе те, кому приходится выкладывать за документ на розовом бланке круглую сумму, просто перестанут его покупать, а это грозит проблемами для всех остальных участников движения.
Напомним, в рамках первого этапа реформы изменился также коэффициент бонус-малус (КБМ). Он даёт скидку на полис безаварийным водителям со стажем и надбавку к цене для тех, кто становился виновником ДТП. С 1 апреля 2019-го КБМ начал пересчитываться раз в год. А для тех, у кого было несколько показателей (такое возможно, если человек вписан в несколько полисов), оставили только одно значение, причём обещали сделать выбор в пользу наименьшего. Однако, как мы знаем, подобные системы частенько дают сбои, так что лучше проверить свой КБМ. Это можно сделать с помощью сайта РСА (чтобы КБМ давал скидку, показатель должен быть ниже 1).